Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Планирование на предприятии: .. | Деловое общение:Психолого-ко .. | Орлов А.И. Эконометрика: Осн .. | Матричная техника оценки пор .. | Оценка привлекательности СЗХ .. |


Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка - Основы менеджмента

12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ

12.3. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка

Как следует из диаграммы рис. 46, методы управления, применяемые фирмами, зависят от рыночной ситуации и, главным образом, от степени ее нестабильности.

А. Методы управления, основанные на контроле:
- справочники, инструкции,
- финансовый контроль.

Б. Методы управления, основанные на экстраполяции:
- долгосрочное планирование,
- составление бюджетов текущих расходов и капитальных вложений,
- целевое управление.

В. Методы управления, направленные на предвидение изменений:
- стратегическое планирование (рис. 47),
- выбор стратегических позиций.

При стратегическом планировании добавляется еще одна петля управления (по стратегическим программам), экстраполяция заменяется развернутым стратегическим анализом.

Управление путем выбора стратегических позиций будет рассмотрено в следующем разделе.

Рис. 47. Схема стратегического планирования

Г. При управлении на основе гибких экстренных решений применяют:
- ранжирование стратегических задач (рис. 48),
- управление по слабым сигналам,
- управление в условиях неожиданных событий.

Рис. 48. Схема управления путем ранжирования стратегических задач

При уровне нестабильности порядка 4 - 5 баллов фирма, дожидаясь сильного сигнала, может опоздать с решением. Поэтому следует начать действовать уже при слабых сигналах по табл. 12.1.

При нестабильности внешней среды фирмы порядка 5 - необходимо создание в фирме системы чрезвычайных мер:
- коммуникационной сети связи для чрезвычайных ситуаций (невзирая на границы подразделений);
- перераспределения обязанностей высшего руководства: группы по контролю и сохранению здорового морального климата, обеспечению обычной работы с минимумом срывов и по чрезвычайным обстоятельствам;
- сети оперативных групп с обеспечением связи между ними с учетом заблаговременных тренировок по действиям в возможных ситуациях;
- разработки четкого сценария действий в предполагаемых ситуациях.

Таблица 12.1

Действия фирмы при слабых сигналах

Сила сигнала

Характер мер

1. Опасность или новая возможность осознаются

Наблюдение за внешней средой

Определение относительной силы слабых сигналов

2. Источники опасности или новой возможности становятся ясны

Снижение внешней стратегической уязвимости

Повышение гибкости внутри фирмы

3. Масштабы явления принимают конкретные очертания

Разработка подготовительных планов и осуществление предварительных мер

4. Пути решения проблемы определяются

Планы практических мероприятий и их осуществление

Естественно, что характер руководства усложняется по мере повышения нестабильности внешней среды. Обычно такое повышение сложности управления стоит больших средств и может оказаться вредным, если фактически внешняя среда относительно стабильна.

Таким образом, одной из важных задач руководства фирмы является точное определение индекса нестабильности внешней рыночной среды и создание соответствующей оптимальной структуры управления. Если руководство не желает усложнять структуру управления, то оно должно упростить стратегические позиции, покинув опасные зоны бизнеса.



Похожие по содержанию материалы:
Должностные инструкции: Экономист предприятия торговли ..
Гольдштейн Г.Я. Глобальный стратегический инновационный менеджмент: Инновации в эпоху глобализации ..
Зубанов Н.В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функ ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Общая теория систем как идеологическая осно ..
Планирование на предприятии: Экономическая оценка планов ..
Деловое общение:Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров ..
Орлов А.И. Эконометрика: Основы статистического контроля качества продукции ..
Матричная техника оценки портфеля диверсифицированной фирмы. Матрица БКГ - Основы менеджмента ..
Оценка привлекательности СЗХ - Основы менеджмента ..
Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ) - Основы менеджмента ..
Орлов А.И. Эконометрика: Эконометрика качества и сертификация ..
Маркетинг: Экономика: Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Взаимосвязь об ..
Квалификационный справочник: Переводчик синхронный ..


Похожие документы из сходных разделов


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Особенности организации и управления виртуальными предприятиями

12. Примеры мировой практики организации управления НИОКР

12.3. Особенности организации и управления виртуальными  предприятиями

Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных форм предприятий. На развитие новых форм организации и управлени .. читать далее


Орлов А.И. Эконометрика: Подбор экспертов

Глава 12. Эконометрические методы проведения экспертных исследований и анализа оценок экспертов

12.3. Подбор экспертов

Проблема подбора экспертов является одной из наиболее сложных в теории и практике экспертных исследований. Очевидно, в качестве экспертов необходимо использовать тех людей, чьи суждения наиболее помогут принятию адекватного решения. Но как .. читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Организация процесса разработки технологической стратегии

12. Примеры мировой практики организации управления НИОКР

12.4. Организация процесса разработки технологической стратегии

Удачливые компании управляют ныне технологией как интегральной частью своих бизнес-процессов. В большинст .. читать далее