Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Квалификационный справочник: .. | Квалификационный справочник: .. | Квалификационный справочник: .. | Прикладная статистика: Разли .. | Грищенко О.В. Анализ и диагн .. |


Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению:Публичная речь.

Тема 11. Публичная речь

Нельзя никого тронуть, не будучи в душе тронутым, нельзя никого убедить, не будучи в душе убежденным.
Ж.Даламбер

Искренний человек, исповедующий ложное учение, делает его истинным, неискренний человек, исповедующий истинное учение, делает его ложным.

Китайский философ

Виды речей: информационная, убеждающая, призывающая к действию, по специальному поводу: рамочная, траурная, торжественная, в дружеском кругу.

Эффектное начало выступления:

·        сопереживание;
·        парадоксальное начало;
·        неожиданный вопрос;
·        интригующее описание;
·        интересный или необычно поданный факт;
·        оригинальная цитата;
·        комплимент собравшимся;
·        наглядный пример;
·        шутка;
·        обращение к непосредственным интересам аудитории.

Задачи заключения:

·        обобщить самое существенное в выступлении;
·        усилить впечатление, закрепить сказанное;
·        поставить конкретные задачи.

В заключении не должно быть новых мыслей и новых фактов – это психологически бесполезно.

Тест «Умеете ли вы выступать?»

Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет». При положительном ответе засчитайте себе 2 очка.

1.     Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к выступлению в зависимости от состава аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2.     Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?

1.     Всегда ли одинаково начинаете выступление?
2.     Волнуетесь ли перед выступлением настолько, что должны преодолевать себя?
3.     Приходите ли задолго до начала выступления?
4.     Нужны ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас выслушать?
5.     Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?
6.     Любите ли вы во время выступления двигаться?
7.     Отвечаете ли на замечания по ходу их поступления, не группируя их?
8.     Успеваете ли во время выступления пошутить?

Ответы

Более 12 баллов – вы умеете подчинить себе аудиторию, не допускаете вольностей в поведении на трибуне и в речи, но излишняя независимость от аудитории может сделать вас нечувствительным к интересам слушателей

Менее 12 баллов – вы сами подчиняетесь аудитории, ориентируясь на ее реакцию, но стремление во всем следовать за ней может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

Вспомните слова Ф.Ларошфуко: «В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить – и ничего не сказать».

Вопросы для самоконтроля

1.     Каковы требования к публичной речи?
2.     Какой должна быть внутренняя структура речи?
3.     Какие виды речей вы знаете?
4.     Что влияет на эффективность речи?
5.     Как произвести положительное впечатление, выступая перед аудиторией?

Задание 1

Подберите антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях:

·        низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон;
·        общее мнение, общая кухня, общее благо, общий наркоз, общее представление;
·        прямая линия, прямое сообщение, прямой налог, прямой вызов, прямой характер, прямая речь, прямой угол.

Задание 2

Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной эмоциональной окраской:

похождения, подвиги, преступления, труженики, деляги, расправляться, содружество, сборище, ограбление, нападение, единомышленник, тупик, связаться, нашествие, соучастник, проделки, сотрудничество, инцидент, сокрушать, толпа, кризис.

Задание 3

Составьте предложения со следующими омонимами:

·        среда (день недели) и среда (окружающая обстановка, общество);
·        повод (предлог, причина) и повод (ремень);
·        свет (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) и свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней).

Задание 4

Определите характер ошибок в следующих предложениях:

1.     Мы провели в нашем районе форум механизаторов.
2.     Они внесли огромную лепту в выполнение плана.
3.     Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене.
4.     В этом тексте выступления много дефектов.
5.     Туристы посетили памятный мемориал на Пискаревском кладбище.
6.     Теперь эта плеяда тракторов переводится на дешевое дизельное топливо.
7.     Эти картины стали неотъемлемой частью вернисажей.
8.     Факторы доказывают, что наше производство неуклонно растет.
9.     Хоккейная команда потерпела фиаско.
10.           Художники фарфорового завода создали ряд уникальных изделий, расписанных в духе народного фольклора.

Задание 5

Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут сочините рассказ, все слова которого начинаются с этой буквы.

Задание 6. «Опоздавший»

Разделитесь на пары. В паре один – «руководитель», другой – «подчиненный». Задача «подчиненного» объяснить, что у него не было другого выхода, что он не специально опоздал, или разжалобить «начальника», придумав соответствующую историю. Задача «начальника» – логично доказать «подчиненному», что его увертки не имеют под собой реальной почвы. «Начальник» умышленно усиливает конфликтную ситуацию, дающую ему право на отказ. «Подчиненный» не должен поддаваться на провокацию.

Задание 7. «Импровизация»

Выберите наугад любое слово. В течение одной - двух минут сочините рассказ на тему, связанную с этим словом. Вариантов рассказа может быть два. Либо это перечисление функциональных особенностей этого слова, либо рассказ (сказка), в котором раскрывается смысл этого слова.

Задание 8. «Волшебный сон»

Один участник рассказывает в течение 1-2 минут удивительный сон. Рассказ должен быть исполнен в художественной форме. Слушающие задают ему вопросы, стараясь сбить с толку или уличить в отсутствии логики.

Задание 9

Используя психологические доводы и приемы, постарайтесь убедить:

1.     Совершать пробежки

а) даму средних лет;

б) пожилого мужчину.

2.     Бросить курить:

а) восьмиклассника;

б) тридцатилетнюю женщину.

3.     Сдавать одежду в химчистку:

а) малообеспеченного гражданина;

б) преуспевающего.

4.     Застраховать имущество:

а) многодетную семью;

б) одинокого мужчину;

в) директора фирмы.

5.     Изучить курс эффективного общения:

а) нового сотрудника фирмы;

б) директора фирмы.

6.     Сделать пожертвование в общество защиты бездомных собак:

а) молодую женщину;

б) преуспевающего директора фирмы.

Задание 10

Тренировка умения приветствовать аудиторию и начинать выступление.

Цель задания – научиться делать начальную паузу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи.

Участники по очереди выходят к аудитории и приветствуют собравшихся жестом или фразой. Остановиться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся. Начинать приветствие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом.

После приветствия нужно произнести одну - две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, которые в данный момент волнуют людей.

Задание 11

Цель задания – попытаться установить эмоциональный контакт с данной категорией слушателей, искусно подвести к теме выступления.

Предложите вариант вступления (зачин и введение в тему), которые мог бы использовать известный бизнесмен, если бы его попросили провести беседу на тему: «Как добиться успеха в бизнесе». Выступать предлагается перед:

а) уставшими студентами в конце занятий;

б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе оставляют желать лучшего.

Задание 12

Составьте словосочетание с каждым из приведенных ниже слов:

индустрия – промышленность; ситуация – обстановка; локальный – местный; фауна – животный мир; флора – растительность; вояж – поездка; директива – указание; симптом – признак; увертюра – вступление.

Задание 13

Возьмите любую согласную букву, какая вам понравится, затем загляните в словарь и найдите произвольно 5 слов, которые начинаются с этой буквы, еще 5 слов, в которых эта буква находится в середине слова, и, наконец, последние 5 слов, в которых эта буква находится в конце слова. Попытайтесь написать рассказ на любую тему, стараясь использовать минимальное количество дополнительных слов для связки. Еще лучше, если вы сможете из этих слов написать стихотворение. Целесообразно использовать дополнительные слова, в которых имеется выбранная вами буква.

Задание 14. «Критики»

Выступающий рассказывает о каком-то поступке. Остальные указывают на негативные явления поступка, стараясь «испортить» настроение говорящему. Задача говорящего – в течение 2-3 минут противостоять напору «критиков», защищая свою позицию. Не следует «отмахиваться» от критики, надо в ответ приводить контраргументы.

Задание 15. «Дополни пословицу»

Возьмите начало известной вам пословицы и придумайте ей новые окончания. Дайте как можно больше вариантов.

Задание 16

Возьмите картинку и внимательно ее рассмотрите. Выделите для себя наиболее важные, на ваш взгляд, детали. Придумайте рассказ по этой картинке. Ни в коем случае нельзя производить описание картинки. Нужно, чтобы картинка ожила, чтобы действующие лица двигались и говорили.

Задание 17

Кто из слушателей убедительнее докажет:

1.     а) дачный участок – это прекрасно;

б) дача – это чемодан без ручки.

2.     а) счастье в браке возможно только тогда, когда молодые люди страстно любят друг друга;

б) счастье в браке невозможно, если молодые люди страстно любят друг друга.

Задание 18

Представьте, что вы продавец на базаре. Зазывая покупателей, нужно продать:

а) ласты;

б) самовар;

в) учебник по культуре делового общения;

г) большой оранжевый зонт.

Задание 19

Тренировка умения начинать и заканчивать выступление.

Предложите вступление и заключение к следующим темам, постарайтесь, чтобы они перекликались. Примеры тем:

Тема

Аудитория

Сотвори себя сам

Врачи-хирурги

Дружба помогает жить

Университетские преподаватели

Берегите любовь

Военные

Как жить, не старея

Журналисты

Тема

Аудитория

Резервы психики человека

Дипломаты

Как научиться владеть собой

Первоклассники

Космическое будущее человечества

Студенты старших курсов университета

Лучше гор могут быть только горы

Учащиеся профтехучилища

Море – мир красоты и чудес

Сотрудники рекламного агентства

Когда приходит успех

Успешные молодые бизнесмены

Упражнения на развитие дикции

Упражнение 1. Дыхательное упражнение

Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги на уровне плеч. Расслабьтесь. Вдохните медленно через нос, как будто к чему-то прислушиваясь. По окончании вдоха грудь должна быть высоко приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, а затем медленно выдыхайте по обратной схеме: грудь – диафрагма – живот.

Многих поражала неутомимость японских бизнесменов во время переговоров. Выяснилось следующее. Как только кто-нибудь из них ощущал признаки усталости, он начинал дыхательные упражнения по схеме: 6 секунд вдох, 6 секунд задержка дыхания, 6 секунд выдох. Причем со стороны это совершенно незаметно. Видимо, 6 секунд для каждого периода дыхания и являются тем оптимальным временем, которое следует принять и вам. Упражнение следует повторить 10-12 раз, либо пока вы не почувствуете эффекта прилива бодрости.

Для выполнения упражнения надо сосредоточиться и мысленно контролировать последовательность дыхания, пока процесс не станет автоматическим и будет снимать сонливость и усиливать бодрость.

Упражнение 2. Для губ

Мышцы губ и языка обычно плохо развиты. Многие люди говорят, не шевеля губами, почти не двигая нижней челюстью, чуть приоткрыв рот.

Возьмите в руки зеркальце, посмотрите в него и сформируйте губами хоботок, будто вы хотите кого-то поцеловать на дальнем расстоянии, а теперь ослепительно улыбнитесь, сильно растягивая губы и обнажая зубы, изображая из себя кинозвезду.

Выполните это упражнение 10 раз, попеременно формируя хоботок и улыбку.

Упражнение 3. Для губ

Глядя в зеркало, зафиксируйте хоботок, а затем поднимите его вверх, опустите вниз. Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Добиться этого совсем не просто. Тут нужна выдержка и терпение. Проделайте упражнение 10 раз. Не торопитесь, медленно поднимите хоботок вверх, медленно вниз. Это нелегко, но, когда вы освоите эти упражнения – улучшится ваша дикция.

Упражнение 4. Для языка

Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее, а затем другую, словно вы во рту катаете конфету. Проделайте это упражнение 10 раз. Чувствуете, как сильно устал язык, потому что сопротивляются щеки.

Упражнение 5. Для языка

Упритесь кончиком языка изнутри в верхнюю губу, а теперь в нижнюю, снова в верхнюю, в нижнею. И так 10 раз. Сделайте несколько жевательных движений для снятия напряжения.

Упражнение 6

Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

КУ КО КА КЭ КИ КЫ

ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ

Каждый звук произносится на новом вдохе и выдохе. Упражнение нужно повторить 5 раз.

Вы должны ощущать, что все звуки звучат четко и голосовые связки не устают, то есть нет ощущения, что в горле «першит».

Упражнение 7

Это дикционное упражнение выполняется точно таким же образом, но на одном выдохе вы должны «выстрелить» два слога:

ПУ–БУ ПО-БО ПА-БА

ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА

КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-СИ

Упражнение 8

Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ

РЛИ-ЛРИ РЛЭ-ЛРЫ

КПТУ КПТО КПТА КПТЭ КПТИ КПТЫ
ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА
ПКТЭ-ТПКЭ ПКТИ-ТПКИ ПКТЫ-ТПКЫ

ДБГУ-БГДУ ДБГО-БГДО ДБГА-БГДА
ДБГЭ-БГДЭ ДБГИ-БГДИ ДБГЫ-БГДЫ

Упражнение 9

Тщательно артикулируя каждую букву, надо медленно по складам прочитать:

О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т п-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т.

Прочитайте медленно несколько раз, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку с такой скоростью, с какой вы обычно говорите. Убедитесь, что вы можете произнести текст уверенно. Увеличьте скорость. А теперь еще больше. А теперь произнесите скороговорку на пределе своих возможностей. Получается?

По этой же методике поупражняйтесь с другими скороговорками, например:

·        Курьера курьер обгоняет в карьер.

·        Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

·        Водовоз вез воду из-под водопровода.

·        Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

·        Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

·        Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

·        Дробью по перепелам, да по тетеревам.

·        Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

·        Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену.

·        Протокол под протокол протоколом запротоколировали.

 



Похожие по содержанию материалы:
Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Формирование факторных доходов на торговый и ссудный капит ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Предмет и задачи курса ..
Полякова А.И. Интернет как инструмент маркетинга ..
Прикладная статистика: Аксиоматическое введение расстояний ..
Квалификационный справочник: Методист по физической культуре ..
Квалификационный справочник: Механик ..
Квалификационный справочник: Оценщик ..
Прикладная статистика: Различные виды статистических данных: Литература ..
Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Понятие, предме ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Инновационная практика глобальных фирм ..
Орлов А.И. Эконометрика: Асимптотическая теория одноступенчатых планов статистического контроля ..
Орлов А.И. Эконометрика: Некоторые практические вопросы статистического контроля качества продукции ..
Орлов А.И. Эконометрика: Всегда ли нужен контроль качества продукции? ..


Похожие документы из сходных разделов


Должностные инструкции: Управляющий городскими продажами

7.2. Передает информацию

..

Адресат

Проблематика

Форма

Периодичность

читать далее
Карганов С.А. Об ошибочности использования в народнохозяйственном планировании экономико-математической модели В.Леонтьева и межотраслевых балансов «Затраты – Выпуск»

Структурная схема модели МОБ «З – В» включает в себя четыре раздела (квадранта). В разделах (квадрантах) модели принято отражать следующие данные:
- в первом квадранте – текущее производственное потребление («Промежуточный продукт»),
- во втором – использование «Конечного продукта»,
- в третьем – состав и объёмы производства «Условно чистой продукции» (амортизация ..
читать далее


документы по экономике, менеджменту и маркетингу

I. Общие положения

1. Отдел главного конструктора является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.

3. Отдел подчиняется непосредственно техническому директору предприятия.

4. Отдел возглавляет главный конструктор, назначаемый на должность приказом директора предприятия по пр .. читать далее