Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Квалификационный справочник: .. | Скаженик Е.Н. Практикум по д .. | Должностные инструкции: Торг .. |


Новиков М.В., Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Оценка предпринимательского риска и методы его снижения

11. ОЦЕНКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА И МЕТОДЫ ЕГО СНИЖЕНИЯ

Расчет обобщающих показателей проекта осуществляется с учетом факторов времени и возможных темпов инфляции. Процесс выполнения проекта и прогноз показателей маркетингового плана осуществляется в условиях неопределенности исходной информации. Такая ситуация требует учесть фактор риска в осуществлении проекта, который связан с неопределенностью результата исследований.

Различают несколько видов риска.

Во-первых, риск. связанный с падением покупательной способности денег (так называемый инфляционный риск).

Во-вторых, финансовый риск, обусловленный финансовым положением и поведением фирмы (внутреннее финансирование, инвестирование, дивиденды, и т.д.).

В-третьих, финансовый риск, определяемый нестабильностью ситуации, складывающейся для фирмы на рынке товаров и услуг.

Чтобы количественно определить риск, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь действия и вероятность самих последствий.

Вероятность результата можно определить с помощью объективного метода (при этом используют частоту повторения некоторого события). либо используя субъективные критерии оценки риска (при этом субъективная вероятность является предположением относительной вероятности некоторого результата).

Для оценки вероятности достижения результата используют ожидаемое значение, которое является средневзвешенным всех возможных значений:

(15)

где Е (х) - ожидаемый результат,

p1, p2 - вероятность достижения соответствующего результата,

X1, X2  - численные значения возможных результатов.

Поскольку экономические параметры имеют некоторый разброс своих численных значений, то необходимо определить дисперсию:

(16)

и стандартное отклонение (среднее квадратичное отклонение)

(17)

Дисперсионный метод оценки риска успешно применим при наличии нескольких альтернативных результатов.

Предположим, что существуют два варианта выполнения работ (табл.17).

Таблица 17

№ работы

Результат 1

Результат 2

 

вероятность успеха

доход, руб.

вероятность успеха

доход, руб.

Первая

0,5

2000

0,5

1000

Вторая

0,99

1510

0,01

510

Ожидаемый доход составит:

По первой работе:

П1 = 0,5 х 2000 руб. + 0.5 х 1000 руб.=1500руб.

По второй работе:

П2 = 0,99 х 1510 руб.+ 0,01 х 510 руб.= 1500 руб.

Отклонение ожидаемого результата от планируемого приведено табл.18.

Таблица 18

№ работы

Результат 1

Результат 2

планируемое знач. дохода

отклонение

планируемое знач. дохода

отклонение

Первая

2000

500

1000

500

Вторая

1510

10

510

990

Анализ данных табл.18 показывает, что отклонение действительного значения дохода от ожидаемого для разных результатов различно. Чем больше это отклонение, тем больше риск.

Произведем взвешивание каждого отклонения по вероятностям  реализации работ:

для первой работы: 0,5 ´ 500 + 0,5 ´ 500 = 500 руб.

для второй работы: 0,99 ´ 10 + 0,01 ´ 990 = 19,8 руб.

Этот расчет показывает, что первая работа более  рискованная по значению результата, чем вторая.

Качественная оценка риска может быть произведена посредством определения соответствующей области или зоны риска. В зависимости от величины потерь устанавливаются:
- безрисковая зона;
- зона допустимого риска;
- зона критического риска;
- зона катастрофического риска.

Схема зон риска приведена на рис.8.

Рис. 8 Схема зон риска

Безрисковая зона - область, в которой ожидаются нулевые потери или отрицательные (превышение прибыли).

Зона допустимого риска - область, в которой данный вид предпринима­тельской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, то есть потери менее ожидаемой прибыли.

Зона критического риска - область, в которой возможность потерь превышает величину ожидаемой прибыли.

Зона катастрофического риска - область, в которой потери превос­ходят критический уровень и в максимуме могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предпринимателя.

Наиболее полное представление о риске дает графическое изображение зависимости вероятности потерь от их уровня.

На рис.9 представлена типовая кривая распределения вероятностей возникновения определенного уровня потерь, называемая кривой риска. Для построения этой кривой используется статистический, экспертный и расчетно-аналитический методы.

Рис. 9. Типовая кривая распределения вероятности возникновения определенного уровня потерь

На рис.9 приняты следующие обозначения:
Р - вероятность возникновения уровня потерь;
Рр - полная вероятность потерь;
Рд - вероятность допустимого риска;
Ркр - вероятность критического риска;
Ркт - вероятность катастрофического риска;
ПР - величина возможных потерь.

Снижение риска

Процесс инвестирования имеет определенную степень вероятности риска, которая проявляется двояко. Во-первых, инвестору нужно оценить вероятность положительного исхода инвестирования какого-либо проекта. Инвестор заинтересован в возврате вложенных средств с прибылью. Во-вторых, пользователь инвестиций заинтересован в положительном исходе своего дела. Он должен также оценить успех не только в сфере произ­водства, но и в сфере реализации своего изделия, причем на таком уров­не, чтобы покрыть затраты на производство и реализацию изделия и получить прибыль. Тем самым полностью рассчитаться с инвестором и самому получить возможность дальнейшего развития.

Проблему минимизации риска можно решать используя три известные способа: диверсификацию, приобретение страховки, получение большей информации о выборе и результатах.

Диверсификация со стороны инвестора заключается в размещении ин­вестиций в несколько проектов. Со стороны разработчика проекта - раз­мещение полученных инвестиций в несколько различных проектов.

Например, разработчик провел весь комплекс НИОКР по проектирова­нию кондиционера и обогревателя, осуществил выпуск их опытной партии. Реализация этих изделий, а также получение дохода от продаж, в зависи­мости от погодных условий, была разная, результат этого процесса представлен в табл.19 (цифры условные).

Таблица 19

Доход от продажи оборудования

Товары

Жаркая погода

Холодная погода

Кондиционеры Обогреватели

10000руб.
4000руб.

4000руб.
10000руб.

При условии, что реализация этих изделий составляет 50% кондицио­неров и 50% обогревателей, ожидаемый доход составит:

Дож = 0,5 ´ 10000руб. + 0,5 ´  4000руб. = 7000руб.

Приобретение страховки от возможных потерь производят иногда когда и инвестор, и разработчик не склонны к риску; когда одна и другая сторона процесса инвестирования захочет застраховаться так, чтобы обеспечить полную компенсацию любых финансовых потерь, которые они мо­гут понести.

Приобретение страховки гарантирует получение одинакового дохода независимо от того, понесет он потери или нет. Так как доходы при по­лучении страховки равны ожидаемым потерям, этот стабильный доход равен ожидаемому доходу, связанному с риском.

Пример, приведенный в табл. 20, иллюстрирует это положение.

Таблица 20

Страхование

Стоимость имущества, руб.

Вероятность убытков в сумме 10000руб. – 0, 1

Вероятность отсутствия убытков 0, 9

Ожидаемое благосостояние

нет
да

50000
50000

40000
49000

49000
50000

49000
49000

Решение приобрести страховку не изменяет ожидаемого благосостояния . Однако оно сглаживает последствия обоих возможных результатов.

Влияние информации на степень риска также имеет стоимостную оцен­ку.

Известно, что если информация доступна, ее пользователь может вы­полнить более точный прогноз и тем самым снизить риск. Но информация является ценным товаром. Стоимость полной информации является разницей между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Рассмотрим пример.

Фирма заказала конденсаторы. Если будет заказано 100 штук, то по цене 180руб. за одну штуку, а если только 50 штук, то по 200руб. за штуку (цифры условные). Но фирма не уверена, сколько конденсаторов она продаст потребителю. Существуют данные, что будет продано 50% из 100штук и 50% из 50штук. При этом можно получить прибыль в каждом из этих случаев (табл.21).

Таблица 21

Прибыль от продажи конденсаторов (в руб.)

Количество проданных конденсаторов, шт.

Продажа 50 конденсаторов

Продажа 100 конденсаторов

Ожидаемая прибыль

50
100

5000
1500

5000
12000

5000
6750

Без дополнительной информации фирма предполагает покупку 100 конденсаторов, если она безразлична к риску, надеясь, что прибыль составит либо 1200 руб., либо 1500 руб. Но если фирма не склонна к риску, то она купит 50 конденсаторов, при этом гарантия прибыли составит 500 руб.

Если учесть одинаковый исход по этим результатам, т.е. вероятность свершения этих событий одинакова и равна 0,5, то ожидаемый доход в случае реализации одной и другой ситуации будет равен 8500 руб.

Стоимость информации, которая способствует увеличению дохода, равна: 8500 - 6750 = 1750 руб. Эту сумму и нужно доплатить, чтобы получить наиболее полный прогноз по сбыту.



Похожие по содержанию материалы:
Основные тенденции развития мирового рынка - Основы менеджмента ..
Должностные инструкции: Главный специалист-администратор базы данных госналогоинспекции ..
Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка - Основы менеджмен ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Организация процесса разработки технологиче ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Практические организационные структуры сфер ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Проблема оптимального управления потоком НИ ..
Квалификационный справочник: Инспектор по кадрам ..
Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению:Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров ..
Должностные инструкции: Торговый представитель ..
Гершун А. Пример создания и реализации стратегии предприятия на базе системы взаимосвязанных показат ..
Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Продвижение товаров. Стратегия коммуникаций и стимулиров ..
Квалификационный справочник: Инструктор-дактилолог ..
Прикладная статистика: Данные и расстояния в пространствах произвольной природы ..


Похожие документы из сходных разделов


Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: 5. Эффект воздействия операционного рычага

5. Эффект воздействия операционного рычага

Регулирование массы и динамики прибыли: второй вариант расчета посредством соотнесения выручки с общими (постоянными и переменными) издержками. Эффект воздействия операционного (производственного) рычага. Порог рентабельности и запас финансовой прочности (экономическая интерпретация). Запас финансовой прочности при выпуске неск .. читать далее


Маркетинг: управление маркетингом

 

11. Управление маркетингом

11.1. Разработка маркетингового плана фирмы

Маркетинговый план фирмы должен четко определять объект и цели деятельности фирмы на рынке.

Основны .. читать далее


Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Методы распространения товаров

11. МЕТОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРОВ

11.1 Задачи распределения

Понятие распределения объединяет регулирование всех производственных мероприятий, направленных на перемещение продукта в пространстве и времени от места производства к месту потребления.

На стратегическом уровне производитель делает выбо .. читать далее