Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Основные тенденции развития .. | Должностные инструкции: Глав .. | Методы управления, применяем .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. |


Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Предмет и задачи курса

1. ПРЕДМЕТ  И  ЗАДАЧИ  КУРСА

1.1. Место инновационного менеджмента в комплексе дисциплин по теории и практике управления

В [4] показано, что инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности любой фирмы. Сфера  НИОКР  непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения  НИОКР  должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР - это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью  и риском.

Все изложенное дает основание заключить, что в большинстве случаев управление НИОКР (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление, контроль за ходом НИОКР) - стратегически более важная задача, чем собственно исполнение НИОКР (важнее определить правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении).

Таким образом, можно заключить, что НИОКР и управление ими (инновационный менеджмент) тесно связаны с теорией и практикой общего менеджмента фирмы, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия (рис. 1).

1.2. Основные задачи изучения инновационного менеджмента

Решение управленческих проблем требует сосредоточения внимания на мелочах, деталях, характеризующих эти проблемы, и инструментах их решения. Поскольку внимание отдельных руководителей концентрируется на ограниченном круге узких проблем, то трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это привело к формированию концепции стратегического менеджмента [5]. Однако сфера НИОКР при всех многих и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы, как правило, относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью процесса НИОКР, спецификой деятельности в  сфере НИОКР, потребностью в новых идеях. НИОКР определяют будущее развитие корпорации, предполагают изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы, и это, естественно, вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.

Существует определенный "управленческий разрыв" в понимании позиции, мотивации руководителей НИОКР и других руководителей фирмы [4 разд. 15.2]. Поэтому для менеджеров всех уровней важно понимание роли и методов  НИОКР, особенностей управления этой сферой деятельности.

 В частности,  это проблемы:
- маркетингового подхода к НИОКР;
- стратегии НИОКР как части общей стратегии фирмы;
- отбора и оценки проектов;
- финансового управления НИОКР;
- планирования и управления программами НИОКР;
- организации и выполнения НИОКР;
- научно-технической подготовки производства новых изделий;
- роли НИОКР в обеспечении качества и надежности изделий.

Примерная структуризация проблем НИОКР и освоения производства новых изделий представлена на рис. 2 [9].

Рис.2. Примерная структуризация проблемы создания и освоения новых товаров

НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный вид бизнеса. С этой целью создаются инновационные фирмы, осуществляющие по заказам различных экономических субъектов (в том числе и государства) НИР и ОКР, а также продающие на рынке свои разработки соответствующим потребителям. В России к ним относятся многочисленные НИИ, ОКБ, научные подразделения вузов и т. д.

На рис.3 приведен "финансовый профиль" проекта создания, освоения и производства нового изделия (жизненные циклы изделия и товара) в рамках многопродуктовой корпорации. Для инновационной фирмы товаром будет являться документация на изделие, лицензия на ее производство и сбыт, "ноу-хау". Финансирование НИОКР может осуществляться за счет кредитов, собственной прибыли, а также по договорам с заказчиками.

Рис.3.  Жизненный цикл изделия

Дисциплина "Инновационный менеджмент" должна дать необходимые сведения для управления процессами НИОКР, реализуемыми в рамках многопродуктовой корпорации, а также инновационными фирмами. При этом менеджмент сферы НИОКР должен строиться на том, что единственным оправданием существования этой сферы является наличие положительного финансового результата функционирования компании. В этой связи следует в инновационном менеджменте опираться на следующие положения:
- научно-технические инновации есть решающее условие выживания и роста большинства фирм и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;
- ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданны лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;
- требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;
- сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности инвестиций в НИОКР.

Прежде всего, следует получить четкие ответы на вопросы:
- обеспечат ли инвестиции в собственные НИОКР лучший результат, чем приобретение лицензий на стороне?
- обеспечат ли затраты на НИОКР более высокую отдачу по сравнению с теми же затратами на производство и маркетинг?



Похожие по содержанию материалы:
Должностные инструкции: Региональный торговый представитель ..
Планирование на предприятии: Оперативно-производственное планирование ..
Квалификационный справочник: Инженер-энергетик (энергетик) ..
Карганов С.А. Об ошибочности использования в народнохозяйственном планировании экономико-математичес ..
Основные тенденции развития мирового рынка - Основы менеджмента ..
Должностные инструкции: Главный специалист-администратор базы данных госналогоинспекции ..
Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка - Основы менеджмен ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Организация процесса разработки технологиче ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Практические организационные структуры сфер ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Проблема оптимального управления потоком НИ ..
Квалификационный справочник: Инспектор по кадрам ..
Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению:Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров ..
Должностные инструкции: Торговый представитель ..


Похожие документы из сходных разделов


Должностные инструкции: Товаровед-продавец магазина
Должностные инструкции
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ТОВАРОВЕДА-ПРОДАВЦА МАГАЗИНА

1. Общие положения.

Товаровед-продавец является сотрудником магазина, подчиняется непосредственно директору магазина, подотчетен и подконтролен ему. В своей деятельности руководствуется настоящей должностной инструкцией, инструкциями по рабо .. читать далее


Квалификационный справочник: Инженер по патентной и изобретательской работе

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Инженер по патентной и изобретательской работе

Должностные обязанности. Проводит работу по обеспечению высокого технического уровня, патентоспособности и патентной чистоты проектно-конструкторских и проектно-технологических работ, выполненных на предприятии на .. читать далее


Камионский С.А. Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления: Часть I. Наука и искусство управления современным банком

ЧАСТЬ I. НАУКА И ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ БАНКОМ

ВВЕДЕНИЕ

Специалисты по менеджменту относят управление современным банком к одной из самых сложных и интеллектуальных сфер человеческой деятельности. Это утверждение вдвойне верно для нынешних российских условий. Наши банкиры поставлены в чрезвычайные обстоятельства: банки объективно находятся в центре множ .. читать далее