Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Должностные инструкции: Нача .. | Должностные инструкции: Нача .. | Квалификационный справочник: .. | Гольдштейн Г.Я. Основы менед .. | Скаженик Е.Н. Практикум по д .. |


Стиль управления - Основы менеджмента

11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

11.2. Стиль управления

Стиль управления - типичная манера и способ поведения менеджера. Стили могут классифицироваться по разным критериям.

А. Критерий участия исполнителей в управлении.

Наиболее четко здесь различают три стиля:
- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют);
- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);
- автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством) (рис. 44).

Рис. 44. Различие стилей управления (по участию в них исполнителей)

Авторитарный стиль управления имеет разновидности:
- диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций);
- автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти);
- бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы);
- патриархальный (менеджер имеет авторитет «главы семьи», сотрудники неограниченно ему доверяют);
- благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники поэтому следят за его решениями).

Сопричастный стиль тоже имеет варианты:
- коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако в конце концов должны следовать указаниям менеджера);
- консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно);
- совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).

Б. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:
- управление через инновацию (разработка инновации - как руководящее задание);
- управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем);
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.
Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.
- Управление через согласование цели (Это смешанная форма управления через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей).
Преимущества: согласование целей - лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность.
Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.
- Управление через правила решения;
- управление через мотивацию;
- управление через координацию;
- управление только в исключительных случаях (менеджер оставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач. Вмешательство происходит в исключительных случаях - особо критических ситуациях, игнорирование возможности решения, отклонения от заданных целей).

В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.

Пять типичных стилей отражены на рис. 45.

Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.

Рис. 45. Стили управления по критерию преимущественной ориентации

Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения.

Стиль 1.9 (клубное управление) - господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач.

Стиль 5.5 (управление по среднему пути) - достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.

Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль.



Похожие по содержанию материалы:
Квалификационный справочник: Инженер по подготовке производства ..
Квалификационный справочник: Инженер по ремонту ..
Квалификационный справочник: Главный технолог ..
Квалификационный справочник: Инженер по стандартизации ..
Должностные инструкции: Начальник отдела прямых продаж ..
Должностные инструкции: Начальник хозяйственного отдела ..
Квалификационный справочник: Инженер-технолог (технолог) ..
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Требования к руководителю и эффективный стиль руководства ..
Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: Вербальные средства общения. ..
Должностные инструкции: Руководитель представительства ..
Должностные инструкции: Управляющий городскими продажами ..
Должностные инструкции: Художник предприятия торговли ..
Орлов А.И. Эконометрика: Примеры процедур экспертных оценок ..


Похожие документы из сходных разделов


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Философия и логика проектирования

11. Организация и порядок выполнения ОКР

11.2. Философия и логика проектирования

Проектирование - комплекс мероприятий, обеспечивающих поиск технических решений, удовлетворяющих заданным требованиям, их оптимизацию и реализацию в виде комплекта конструкт .. читать далее


Орлов А.И. Эконометрика: Проблемы разработки и обоснования статистических технологий

Глава 11. Эконометрические информационные технологии

11.2. Проблемы разработки и обоснования статистических технологий

В настоящем пункте рассматриваются проблемы практического использования эконометрических методов для системного анализа конкретных экономических данных. При этом применяются не отдельные методы описания данных, оценивания,проверки гипотез, а .. читать далее


Чернова Т. В. Экономическая статистика: Трудоустройство и занятость населения


Глава 11. Статистические показатели продукции, трудовых ресурсов и эффективности производства

11.2. Трудоустройство и занятость населения

11.2.1. Классификация рабочей силы по экономической активности и статусу в занятости

В основу категорий, рассматриваемых в настоящем разделе, положены определения, принятые межд .. читать далее