Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Инструментарий реализации стратегии
Когда стратегический план разработан перед менеджером стоит задача превратить его в действия с хорошими результатами. Если разработка стратегии прежде всего предпринимательская деятельность, то ее реализация - это внутренняя административная деятельность. Детали такой деятельности зависят от конкретной ситуации. Однако имеются повторяющиеся ключевые задачи этого процесса (рис. 20).
Рис. 20. Ключевые задачи реализации стратегии Каждая из ключевых задач разлагается на ряд подзадач. Организация, способная осуществить стратегию, должна включать: - разработку внутренней организационной структуры исходя из нужд стратегии; Разработка бюджета, обеспечивающего реализацию стратегии, предусматривает: - наделение каждой организационной единицы бюджетом, обеспечивающим выполнение ее части стратегического плана; Создание внутренних административных обеспечивающих систем требует: - определения и управления политиками и процедурами, влияющими на стратегию; Разработка системы оплаты и поощрения должна включать: - мотивацию организационных единиц и персонала в интересах реализации стратегии; Подходы к решению перечисленных задач рассмотрены в курсе "Основы менеджмента". Развитие корпоративной культуры применительно к стратегии включает: - установление частных показателей; Реализация стиля стратегического руководства требует: - управления процессом роста показателей, культуры фирмы и содействия стратегии; Теоретически основы организации стратегически эффективно действующих фирм рассмотрены в курсе "Основы менеджмента". Далее приводятся некоторые практические рекомендации, полученные на основе изучения опыта лучших компаний США. 1. Организационная схема большинства таких компаний достаточно стабильна. Обычным является использование децентрализованных схем управления с отделениями бизнес/продукт (СЗХ). 2. Часть организационной структуры достаточно подвижна и гибка, что позволяет быстро реагировать на изменение внешних условий. 3. Новые СЗХ появляются для того, чтобы дать возможность развиться новым видам бизнеса. Часто это происходит за счет создания нового производства по новому продукту или путем превращения части существующего бизнеса в независимое отделение. 4. Люди, продукты и даже производства часто передвигаются от одного отделения к другому с целью наибольшей эффективности продвижения по службе, увеличения конкурентной силы и адаптации к условиям рынка. 5. Большинство таких компаний имеют сравнительно небольшой персонал в главной конторе, причем большинство его членов - выходцы из "полевых единиц". Происходит довольно частая ротация персонала "главный офис - отделения". 6. Формы функционального управления, как правило, "подгоняются" к главным задачам компаний. При этом имеется в виду, что они менее предприимчивы, медленнее адаптируются и могут игнорировать важные изменения внешней обстановки. 7. Считается, что ключевой чертой предпринимательского, высокоадаптивного бизнеса является малый размер независимых отделений. Обычно их годовые объемы продаж 50-100 млн долларов при максимуме порядка 1000 млн долларов. 8. Средством предотвращения "известкования" и стагнации организаций является регулярная их реорганизация путем ротации кадров, передачи производств из одной СЗХ в другую, разбиения больших бюрократических машин на более мелкие и т.д. 9. Полезно использовать управление типа "свободно-натянуто". При этом, с одной стороны, создается автономность, предпринимательская обстановка, инновационная активность отделений, а с другой - наличие сильной центральной власти позволяет ей контролировать обстановку, обеспечивая единое стратегическое развитие бизнеса. Базовая часть структуры организации должна быть при этом стабильна, но достаточно часто реорганизовывается ее "наполнение", а периферийные части организации должны быть относительно гибкими. Культура корпорации базируется на основных этических нормах и принципах деятельности. К этическим нормам относятся: - честность и соблюдение закона; Общими принципами деятельности компании могут быть: - первоочередная важность потребителей и их обслуживания; Основные принципы деятельности корпорации нужны для разработки ее структуры, искусства организации, отличительных преимуществ, бюджета, обеспечивающих систем, мотиваций, политик и процедур, культуры. Чем глубже использование принципов в административной практике, тем более мощная стратегия может быть создана. Фирма Мак-Кинсей разработала рамочную конструкцию для оценки принципов в семи областях деятельности компании: - стратегии (strategy); Эта конструкция была названа 7S (рис. 21). Принципы деятельности - ядро организационной деятельности. Они определяют ведущие принципы стратегии: "Кто мы, что делаем, куда идем и какие принципы исповедуем?", описывают корпоративную культуру. Одновременно схема 7S указывает на взаимосвязь различных отраслей административной деятельности руководства и на то, что в каждую из них должны быть внесены изменения при изменении других, а особенно - стратегии фирмы.
Рис. 21. Схема 7S взаимного влияния различных сторон деятельности фирмы (схема Мак-Кинсей) Проблема стратегического руководства компании заключается в диагностике ситуации и выборе одного или нескольких путей владения ею. При этом можно выделить шесть основных действий руководства: - оставаться на высоте того, что происходит, и искать пути лучших действий (контролировать ситуацию); Последние исследования стратегического управления в девяти крупнейших компаниях США показали, что менеджерам лучше придерживаться следующей политики: - позволять слабо поддержанным в фирме идеям "умирать своею смертью"; Любой стратегический план требует корректировки. Поведение менеджера при обсуждении путей корректировки можно выразить через реактивный и активный подходы. Когда есть определенное время для разработки предложений по корректировке, можно использовать реактивный подход: - быть гибким; сохранять список предложений открытым как можно дольше; Финальное решение должно учитывать большой объем информации, позволять предельно выкристаллизовывать ситуацию, учитывая мнения разных групп. Активный подход включает: - изучение с помощью комиссий "взрывных" или тревожных областей; |