Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Должностные инструкции: .. | Квалификационный справочник: .. | Квалификационный справочник: .. | Должностные инструкции: Спец .. | Скаженик Е.Н. Практикум по д .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Понятие предприятия. Классификация, внешняя и внутренняя среда

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

9. Понятие предприятия. Классификация, внешняя и внутренняя среда

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой (предприятием) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок  и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором - путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

В отличие от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономический деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. "Фирма, таким образом,-писал Р. Коуз, – есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя".

Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.

В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов:
1. Классический.
2. Неоклассический.
3. Отношенческий, или имплицитный.

Классический контракт – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.

Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.

Отношенческий, или имплицитный контракт – это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.

В современной неоинституциональной теории под фирмой (предприятием) понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.

Развивая идеи американского юриста Я. Макнейла, О. Уильямсон разделил все ресурсы на три группы: общие, специфические и интерспецифические.

Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.

Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

Интерспецифические ресурсы – взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.

Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам.

Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

Корпорация – общество, основанное на паях.



Похожие по содержанию материалы:
Квалификационный справочник: Инженер по надзору за строительством ..
Должностные инструкции: ..
Должностные инструкции: ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Жизненный цикл организации ..
Должностные инструкции: ..
Квалификационный справочник: Инженер по организации труда ..
Квалификационный справочник: Инженер по организации управления производством ..
Должностные инструкции: Специалист по маркетингу ..
Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: Имидж делового человека ..
Менеджмент организации: Экономическая теория ..
Орлов А.И. Эконометрика: Проблема множественных проверок статистических гипотез ..
Деловое общение:Публичная речь ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Философия и логика проектирования ..


Похожие документы из сходных разделов


Маркетинг: Экономика: Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения

I. ЭКОНОМИКА

9. Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения

При ординалистском (порядковом) подходе используются кривые и карта кривых безразличия. Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества наборов товаров, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой из наб .. читать далее


Орлов А.И. Эконометрика: Эконометрика как область научно-практической деятельности

Глава 1. Структура современной эконометрики

1.9. Эконометрика как область научно-практической деятельности

Подводя итоги сказанному выше, обратимся к вопросам подготовки кадров в области эконометрики. В настоящее время в классификаторах специальностей научных работников и специальностей, по которым идет подготовка студентов, эконометрика не представл .. читать далее


Нечисловая статистика: Нечисловые статистические данные: Контрольные вопросы и задачи

Глава 1. Нечисловые статистические данные

Контрольные вопросы и задачи

1. Приведите примеры практического использования количественных и категоризованных данных.

2. Как соотносятся группы допустимых преобразований для различных шкал измерения?

3. Почему анализ нечисловых данных занимает одно из центральных мест в прикладной статистике?

.. читать далее