Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Чернова Т. В. Экономическая .. | Иванов А. Анкетирование онла .. | Квалификационный справочник: .. | документы по экономике, мене .. | Квалификационный справочник: .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Теория потребительского поведения. Оптимум потребителя

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

7. Теория потребительского поведения. Оптимум потребителя

При ординалистском (порядковом) подходе используются кривые и карта кривых безразличия. Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества наборов товаров, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой из наборов взять (рис. 7.1).

Свойства кривых безразличия основаны на предположениях ординалистской концепции.

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон (товары Х, Y).

Предположим, что i – кривая безразличия для этих товаров. Все наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия i во II и IV квадрантах, идентичны набору А. Все наборы I-го квадранта будут предпочтительнее, чем набор в точке А, а все наборы III-го квадранта будут менее предпочтительнее, чем набор А.

3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

4. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве квадрантов, и мы будем иметь карту безразличия.

Карта безразличия – набор кривых безразличия, где каждая кривая безразличия, находящаяся выше, чем исходная, является более предпочтительной.

Точка А предпочтительнее, чем С, так как А дает больше х и y (чем больше, тем лучше, по предположению) (рис. 7.2).

5. Предельная норма замещения уменьшается при движении вниз по кривой безразличия. Предельная норма замещения товаром Х товар Y (MRSХ,У) – количество товара Y, которое потребитель согласен уступить в обмен на рост количества товара Х на одну единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным:

.

Рис. 7.1. Кривая безразличия

Рис. 7.2. Кривые безразличия

При движении из точки А в точку В увеличивается количество товара Х и снижается Y, то есть происходит замещение одного товара другим.

В товарном мире возможны разные нормы замещения одного товара другим.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного товара другим, но не определяют, какой набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает бюджетное ограничение, показывающее, какие потребительские наборы можно приобрести на данную сумму денег.

Выбор набора товаров зависит от цен на товары и бюджета потребителя. Пусть свой бюджет (I) потребитель тратит на покупку двух товаров: товара Х по цене Рх, товара Y по цене Ру, тогда уравнение бюджетной линии будет иметь вид

 или  (типа y=a0-a1*x ).

При потреблении нескольких товаров:

,

где P1 ...Pn – цены товаров от 1 до n;
X1 ...Xn – количество товаров от 1 до n;
 I – бюджет.

Бюджетная линия показывает одинаковую величину бюджета потребителя при разных сочетаниях товаров Y и Х (рис.7.3).

Свойства бюджетной линии.

1. Точки А и В показывают максимально возможный объем потребления товара Y и Х соответственно, т.е. весь бюджет тратится только на товар Y или товар Х соответственно.

2. Наклон бюджетной линии равен .

3. При изменении дохода потребителя бюджетная линия движется параллельно вправо - при росте дохода или влево - при уменьшении дохода.

4. При изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии, и потребитель может больше (меньше) купить товара Х (Y).

а

б

с

Рис. 7.3. Линии бюджетного ограничения

Потребительский выбор или равновесие потребителя.

Оптимальный выбор товаров и услуг должен отвечать двум требованиям.

1. Он должен находиться на бюджетной линии слева и ниже – неизрасходованная некоторая часть дохода; справа и выше – не может быть закупки в рамках данного дохода (рис.7.4).

2. Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии. Это будет точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.

Рис. 7.4. Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности)

Равновесие покупателя изменяется под влиянием:

– изменения дохода покупателя (рис.7.5);

Рис. 7.5. Кривая «доход-потребление» (уровня жизни)

– цен на товары и услуги (рис.7.6);

Рис. 7.6. Кривая «цена-потребление»

– роста реального дохода, вследствие чего изменяется структура потребностей. Впервые обратил на это внимание немецкий статистик Э. Энгель (1821-1896) (рис.7.7).

Рис. 7.7. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста



Похожие по содержанию материалы:
Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Ценообразование в маркетинге ..
Должностные инструкции: Ответственный за делопроизводство в структурном подразделении таможенного ор ..
Должностные инструкции: ..
Должностные инструкции: Начальник финансового отдела ..
Чернова Т. В. Экономическая статистика: Статистический анализ условий социально-экономического разви ..
Иванов А. Анкетирование онлайн: возможности и ограничения ..
Квалификационный справочник: Главный специалист по защите информации ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Квалификационный справочник: Инженер по нормированию труда ..
Должностные инструкции: Менеджер по оптовым продажам ..
Должностные инструкции: Начальник отдела маркетинга ..
Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: Принятие предпринимательского решения ..
Должностные инструкции: ..


Похожие документы из сходных разделов


Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Организация труда как социотехническая система

1. Организация труда на предприятии

1.7. Организация труда как социотехническая система

Из всего изложенного выше следует, что организация труда с полным основанием может рассматриваться как особый вид деятельности направленной на ре .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Закон спроса. Факторы изменения спроса. Эластичность спроса

I. ЭКОНОМИКА

7. Закон спроса. Факторы изменения спроса. Эластичность спроса

Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.

< ..
читать далее
Управление персоналом: Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу

Глава 1. Управление персоналом в системе современного менеджмента

1.7. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу

Но самой большой радостью было для него участвовать
в домашних ссорах. Ни одна семейная
склока на много миль кругом не обходилась без его
деятельного участия. Обычно он начинал как
примиритель, а кон ..
читать далее