Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Кеворков В.В., Леонтьев С.В. .. | Ермишин П.Г. Основы экономич .. | Асаул А.Н. Феномен инвестици .. | Квалификационный справочник: .. | Должностные инструкции: .. |


Управление персоналом: Основные профессиональные роли менеджера по персоналу

Глава 1. Управление персоналом в системе современного менеджмента

1.6. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу

А я говорил про вас. И уверяю вас, на ваших дверях
есть знак, как раз тот знак, который используют — или
использовали в прошлом — представители вашей профессии.
И означает он вот что: “Опытный взломщик возьмется за хорошую работу,
предпочтительно рискованную, оплата по соглашению”.

Дж. Р. Р. Толкиен. Хоббит

Если воспользоваться моделями компетентности применительно к самим характеристикам менеджера по персоналу, то из всего изложенного выше ясно, что это не может быть ни одномерная модель, описывающая достаточно простой вид деятельности, ни абстрактная модель, служащая обобщением свойств целого класса родственных деятельностей. Это должна быть модель сложноорганизованной деятельности, включающей в качестве элементов другие виды деятельности. Поэтому модель компетентности менеджера по персоналу представляет собой многоролевой профессиональный профиль.

Что необходимо учитывать при разработке профессионального профиля менеджера по персоналу?

При построении многоролевого профессионального профиля менеджера по персоналу необходимо идентифицировать:

  • сохраняющиеся и предвидимые в будущем тенденции (в организации бизнеса, промышленности, рыночной среде, технике и технологии), которые способны существенным образом повлиять на функциональные характеристики деятельности менеджера по персоналу;
  • множество ключевых “зон ответственности” менеджера по персоналу;
  • наиболее важные задачи и результаты работы с точки зрения самого менеджера по персоналу;
  • критерии эффективности его деятельности для каждой ключевой функции;
  • конструируемый блок основных способностей и других умений и навыков, необходимых для выполнения каждой ключевой функции и достижения результата деятельности менеджера по персоналу;
  • специфичное для деятельности менеджера по персоналу поведение, в котором проявляется его компетентность.

Исходя из видения будущего кадровых служб и опираясь на опыт успешных корпораций, можно определить ключевые роли для профессии менеджера по персоналу.

1. “Кадровый стратег” — член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (вице-президент по управлению персоналом).

2. “Руководитель службы управления персоналом” — организатор работы кадровых подразделений.

3. “Кадровый технолог” — разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и их эффективно использовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала).

4. “Кадровый инноватор” — руководитель, лидер—разработчик экспериментальных, инициативных или пилотажных проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации.

5. “Исполнитель” — специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику.

6. “Кадровый консультант” (внешний или внутренний) — профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта, для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала;

Исследователями было предложено множество характеристик компетентности менеджера по персоналу, 11 областей компетентности были признаны ключевыми, поскольку они фигурировали в экспертных оценках всех шести упомянутых ролей менеджера по персоналу. Эти 11 ключевых областей компетентности были объединены в три группы.

Личная порядочность

  1. Этичность — уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость.
  2. Добросовестность — высокие требования к результатам своей работы.
  3. Рассудительность — способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.

Целеустремленность и продуктивность

  1. Результативность — ориентация на конечный результат.
  2. Настойчивость — способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией.
  3. Преданность организации и деловая ориентация — готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы.
  4. Уверенность в себе — готовность и умение решать неординарные задачи.

Навыки командной работы

  1. Командная ориентация — понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими;
  2. Контактность — умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами;
  3. Коммуникабельность — умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства, дня воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания;
  4. Умение слушать — способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации.

Экспертная оценка значимости этих ключевых областей компетентности для успешной работы менеджера по персоналу дала возможность проранжировать их в следующем порядке (по мере убывания степени важности):

  1. Этичность.
  2. Коммуникабельность.
  3. Умение слушать.
  4. Контактность.
  5. Командная ориентация.
  6. Добросовестность.
  7. Рассудительность.
  8. Результативность.
  9. Настойчивость.
  10. Уверенность в себе.
  11. Преданность организации и деловая ориентация.


Похожие по содержанию материалы:
Должностные инструкции: Главный инженер отдела информатизации ..
Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям: Действующие формы безналичных расчетов ..
Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: 6. Сопряженный эффект финансового и операционного рычагов ..
Квалификационный справочник: Инженер по метрологии ..
Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии: Директ-маркетинг, как ча ..
Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Рынок труда и заработная плата ..
Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется строительный комплекс стран ..
Квалификационный справочник: Инженер по надзору за строительством ..
Должностные инструкции: ..
Должностные инструкции: ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Жизненный цикл организации ..
Должностные инструкции: ..
Квалификационный справочник: Инженер по организации труда ..


Похожие документы из сходных разделов


Сербин В.Д. Основы логистики: Функции логистики

1. Основы организации логистических систем

1.6. Функции логисти .. читать далее


Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Ипотечное кредитование


1. Определение недвижимости

1.6. Ипотечное кредитование< .. читать далее


Нечисловая статистика: Сведение нечетких множеств к случайным

Глава 1. Нечисловые статистические данные

1.6. Сведение нечетких множеств к случайным

Нечеткость и случайность. С самого начала появления современной теории нечеткости в 1960-е годы (см. выше) началось обсуждение ее взаимоотношений с теорией вероятностей. Дело в том, что функция при .. читать далее