Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Квалификационный справочник: .. | Кеворков В.В., Леонтьев С.В. .. | Ермишин П.Г. Основы экономич .. | Асаул А.Н. Феномен инвестици .. | Квалификационный справочник: .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

6. Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 6.1).

.

Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

Рис. 6.1. Рыночное равновесие

Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.

Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S®S1), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 6.1,а).

Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).

Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.

С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Излишек потребителя и производителя

Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe (рис. 6.2).

Знание предельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис. 6.2). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.



Похожие по содержанию материалы:
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Инструментарий реализации стратегии ..
Должностные инструкции: Главный инженер отдела информатизации ..
Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям: Действующие формы безналичных расчетов ..
Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: 6. Сопряженный эффект финансового и операционного рычагов ..
Квалификационный справочник: Инженер по метрологии ..
Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии: Директ-маркетинг, как ча ..
Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Рынок труда и заработная плата ..
Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется строительный комплекс стран ..
Квалификационный справочник: Инженер по надзору за строительством ..
Должностные инструкции: ..
Должностные инструкции: ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Жизненный цикл организации ..
Должностные инструкции: ..


Похожие документы из сходных разделов


Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Дисциплина труда как элемент его организации


 


1. Организация труда на предприятии

1.6. Дисциплина труда как элемент его организации

Дисциплина труда является объективно необходимой формой связи между работниками, участвующими .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Индивидуальный и рыночный спрос: факторы, влияющие на индивидуальный рыночный спрос

I. ЭКОНОМИКА

6. Индивидуальный и рыночный спрос: факторы, влияющие на индивидуальный рыночный спрос

Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.

Кривая индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент.

Геометрическая форма кривой ( .. читать далее


Управление персоналом: Основные профессиональные роли менеджера по персоналу

Глава 1. Управление персоналом в системе современного менеджмента

1.6. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу

А я говорил про вас. И уверяю вас, на ваших дверях
есть знак, как раз тот знак, который используют — или
использовали в прошлом — представители вашей профессии.
И означает он вот что: “Опытный взломщик возьмется ..
читать далее