Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Должностные инструкции: .. | Васина А. А. Избавимся от «ш .. | документы по экономике, мене .. | Маркетинг: международный мар .. | Устимов И. Разработка бизнес .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Закон предложения. Предложение и величина предложения. Эластичность предложения

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

5. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Эластичность предложения

Предложение товаров является результатом производственного процесса и отражает желание и возможность продавца продать определенное количество товаров (услуг) по определенной цене.

Кривая предложения (S) показывает, какое количество товара производители могут продать при различных уровнях цены (рис. 5.1). Кривая S демонстрирует действие закона предложения: чем выше цена (P) на товар, при прочих равных условиях, тем больше объем предложения (Q), и наоборот. Свойства кривой S:
1) возрастающая;
2) тангенс угла наклона положительный;
3) отражает прямую зависимость между P и Q.

Предложение испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы

где, PA – цена данного товара;
PX, PУ – цены на экономические ресурсы;
Nt – применяемая технология;
T – налоги и дотации.

Изменение цены данного товара (PA), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину предложения (QS) (то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях, в данный момент времени), что графически выражается в движении вдоль кривой S: при увеличении цены от P1 до P2 увеличивается QS от Q1 до Q2 (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Изменение объема предложения и функции предложения

Изменение неценовых факторов (PL, PK, Nt, T), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение предложения (функции предложения), что графически выражается смещением кривой S (рис. 5.1). Т.е. при той же цене P2, при снижении издержек, производитель предложит больший объем Q3>Q2 (кривая S1), при увеличении издержек – меньший объем – Q1<Q2 (кривая S2).

Степень чувствительности предложения к изменению цены товара называют эластичностью предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара (QS) при изменении P на 1%

.

Коэффициент ES всегда положительный, т.к. по закону предложения P и QS изменяются в одном направлении. Т. к. производство товаров зависит от степени загрузки производственных мощностей, размеров товарных запасов, способности к инвестициям и сроков их реализации, то эластичность предложения (реакция на изменение рыночной ситуации) в значительной степени зависит от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

1. Кратчайший период, когда производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства при изменении рыночной цены (кривая S0 на рис. 5.2). Увеличение спроса до D1 вызывает лишь рост P->Pмах, а QS остается постоянным – предложение неэластично (ES=0).

2. В короткий период, в течение которого производственные мощности остаются неизменными, но объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования (работа в две смены) (кривая S1). Т.е. с ростом спроса (D->D1) значительное изменение цены (P0->P1) вызывает незначительное увеличение объема до Q1 – предложение более эластично (1>ES>0).

3. В длительном периоде предприятие имеет возможность перестроить производство за счет замены старого оборудования, увеличения производственных мощностей (кривая S2), поэтому увеличение D – D1 стимулирует рост QS в большей степени, чем изменение P0->P2 (кривая S2) – предложение эластично (ES >1).

Рис. 5.2. Влияние фактора времени на эластичность предложения

Таким образом, чем больше времени имеется в распоряжении производителя для реагирования на изменения цены, тем больше будет изменение в объеме предложения.



Похожие по содержанию материалы:
Орлов А.И. Эконометрика: Устойчивость по отношению к горизонту планирования ..
Должностные инструкции: Главный программист отдела информатизации ..
Должностные инструкции: Секретарь референт генерального директора ..
Романов В., Бутуханов А. Риски предприятия как составная часть рисков ..
Должностные инструкции: ..
Васина А. А. Избавимся от «штампов» в экономическом анализе ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Маркетинг: международный маркетинг ..
Устимов И. Разработка бизнес-плана: краткие комментарии ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 10. Накопление капитала ..
Должностные инструкции: Заместитель директора предприятия по производству ..
Орлов А.И. Основы теории принятия решений: Задачи по курсу "Теория принятия решений" ..
Должностные инструкции: Начальник отдела документационного обеспечения ..


Похожие документы из сходных разделов


Орлов А.И. Эконометрика: Нечисловые экономические величины

Глава 1. Структура современной эконометрики

1.5. Нечисловые экономические величины

В теоретических и практических задачах экономики и менеджмента постоянно используются различные величины, обычно рассматриваемые как числовые. Например, рыночная цена товара, прибыль предприятия, индекс инфляции, валовой внутренний продукт, чистая приведенная величина для по .. читать далее


Теория принятия решений: Подготовка и проведение нововведений - часть работы менеджера

1.5. Принятие решений при управлении инновационными и инвестиционными проектами

1.5.1. Подготовка и проведение нововведений - часть работы менеджера

Инновация - это нововведение, изменение. Любая инновация – результат принятия решения или целой серии решений. Некоторые изменения навязываются извне, инициаторами других являемся мы сами. Изменение курс .. читать далее


Орлов А.И. Менеджмент: Организационные структуры и механизмы управления

1.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ 

 Среди основных функций управления (по Анри Файолю) выделено создание организационных структур. Продолжим обсуждение этой функции менеджмента, начатое в главе 1.2. Сначала рассмотрим многообразие мира организаций.

1.5.1. Виды организаций 

 Выделяют два вида организационных процессов .. читать далее