Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Типы систем контроля - Основ .. | Контроль и измерение результ .. | контроль, учет и анализ в пр .. | Квалификационный справочник: .. | Квалификационный справочник: .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Маржиналистская революция. Австрийская школа

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

43. Маржиналистская революция. Австрийская школа

Маржиналистская революция. Общая характеристика

Хронологически маржиналистскую революцию принято связывать с выходом в свет трех книг: «Теории политической экономии» У.С. Джевонса и «Оснований политической экономии» К. Менгера в 1871 г., а также «Элементов чистой политической экономии» Л. Вальрасав в 1874 г.

В центре их внимания была проблема меновой ценности благ – пропорции их обмена. Эту проблему маржиналисты решали с помощью теории предельной полезности, объяснявшей ценность благ полезностью их дополнительной единицы и, таким образом, сочетавшей при объяснении ценности фактор полезности с фактором редкости. В дальнейшем маржиналистские теоретики освоили и другие области экономической науки: теорию производства (фирмы), распределения дохода, благосостояния и т.д., но ядром и образцом маржиналистского подхода к экономическому анализу стала именно теория предельной полезности.

Теории распределения и производства вошли в состав маржиналистской теории несколько позднее – первоначальный прорыв осуществлялся именно на участке теории потребительского выбора.

Основатели маржинализма в большинстве случаев рассматривали полезность (и общую, и предельную) как психологическую реальность, поддающуюся непосредственному измерению. А. Маршалл, считая непосредственное измерение невозможным, утверждал, что полезности можно косвенно измерять в деньгах, уплаченных за соответствующие блага.

Важнейшим преимуществом маржиналистской теории ценности над классической явился ее универсализм. Классическая теория издержек описывала происхождение ценности только свободно воспроизводимых благ, а также была неприменима к мировой торговле. Теория предельной полезности описывает субъективную ценность практически всех благ, в том числе даже уникальных, и тех, которые вообще не обмениваются, а остаются у своих владельцев. Более того, теория предельной полезности не только объясняла пропорции обмена, но и создала теоретический язык (предельный анализ), пригодный для применения к другим экономическим проблемам.

Причины победы маржиналистской революции лежат скорее внутри самой экономической науки. Решающее значение здесь имела «экономность» маржиналистской теории, применяющей одинаковые принципы исследования и аналитический инструментарий к любым хозяйственным (и, как окажется впоследствии, не только хозяйственным) явлениям и проблемам. Эта универсальность метода и инструментов анализа, формирование единого языка экономической теории – предельного анализа, возможность ее формализации безусловно сыграли огромную роль в прогрессе и профессионализации нашей науки и привели к образованию мирового научного сообщества экономистов.

Австрийская школа

Главные методологические особенности австрийской школы можно сформулировать следующим образом.

Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая ценность, т.е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Категорию издержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора.

Австрийская теория в отличие от Госсена и Джевонса не исходит из того, что все действия людей движимы желанием получить удовольствие или избежать страданий. Австрийская школа последовательно выступала против любого агрегирования (даже того, которое заложено в концепцию кривой спроса). То, что происходит в экономике, с их точки зрения, следует объяснять только как равнодействующую индивидуальных предпочтений и решений. На макроуровне, с точки зрения австрийцев (особенно представителей так называемой новой австрийской школы Мизеса и Хайека), нет никаких субъектов, которые могли бы вести себя целенаправленно и рационально. Здесь проявилась методологическая установка Менгера и его учеников на раскрытие сущности явлений, причинно-следственных связей.

В отличие от других направлений маржинализма австрийцы обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечно делимыми. Поэтому в австрийской теории не может быть непрерывных функций спроса и предложения. Возможна только дискретная шкала спроса и предложения, а, следовательно, нет и точки равновесной цены – определить можно только интервал, в котором эта цена будет находиться.

Повышенное внимание австрийцев к фактору времени сказалось и в теории процента и капитала, разработанной Эйген Бём-Баверком. С другой стороны, этот подход явился еще одним препятствием на пути обобщения и формализации экономического анализа, что повредило репутации австрийской школы в мировом сообществе экономистов.

Из всех направлений раннего маржинализма именно австрийская школа оказалась наиболее долговечной. Правда, в 1930-е годы казалось, что она окончательно растворилась в общем потоке неоклассической теории. Но в 1970-е годы она вновь вышла на поверхность в лице новой исторической школы, возглавляемой Л. Мизесом и Ф. Хайеком.



Похожие по содержанию материалы:
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Виды НИР и их основные этапы ..
Деловое общение:Имидж делового человека ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Особенности учета лизинговых операций ..
Орлов А.И. Эконометрика: Робастность статистических процедур ..
Типы систем контроля - Основы менеджмента ..
Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле - Осн ..
контроль, учет и анализ в процессе управления - Основы менеджмента ..
Квалификационный справочник: Инженер по качеству ..
Квалификационный справочник: Инженер по комплектации оборудования ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Инструментарий реализации стратегии ..
Должностные инструкции: Главный инженер отдела информатизации ..
Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям: Действующие формы безналичных расчетов ..
Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: 6. Сопряженный эффект финансового и операционного рычагов ..


Похожие документы из сходных разделов


Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Мода на консультирование

1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

1.4. Мода на консультирование

Как и за рубежом, где с середины семидесятых годов объем консультационных услуг вырос в десятки раз по сравнению с предыдущим двадцатилетием и продолжает стремительно расти, на российском рынке наблюдается взлет популярности консультирования. Отчасти он объясняется повышением информированности пре .. читать далее


документы по экономике, менеджменту и маркетингу

I. Общие положения

Отдел главного технолога предприятия является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется главному инженеру или заместителю главного инженера по подготовке производства

II. Задачи

1. Обеспечение внедрение новых прогрессивных технологий.

2. Совершенствование технологической подготовки производства.

< .. читать далее


Менеджмент организации: Экономическая теория: Неоклассическое направление экономической науки

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

44. Неоклассическое направление экономической науки

В начале XX в. неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в западной экономической науке. Именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим – несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс .. читать далее