Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

документы по экономике, мене .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Орлов А.И. Эконометрика: Уст .. | Должностные инструкции: Глав .. | Должностные инструкции: Секр .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Марксизм

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

42. Марксизм

Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий экономист, философ, основатель марксизма – экономического направления, которое выражало интересы рабочего класса. Марксизм является своеобразным вариантом развития классической экономической школы.

К. Маркс родился 5 мая 1818 года в Тире (Германия) в семье адвоката. С 1835 года обучался в Боннском университете, а с 1836 по 1841 год – в Берлинском университете.

С 1850 года К. Маркс живет в Лондоне, где пишет свой труд "Капитал". Благодаря значительной финансовой поддержке своего друга Ф. Энгельса К. Маркс издал в 1867 году первый том "Капитала". Завершить написание второго и третьего томов К. Марксу не удалось из-за осознания неоконченности работы. 14 марта 1883 года он умер.

Доработка и подготовка к печати второго и третьего томов была осуществлена Ф. Энгельсом. Четвертый том вышел в свет после смерти Ф. Энгельса в 1905 году.

Методология К. Маркса берет начало из следующих источников: классическая политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо – трудовая теория стоимости, производительность труда и т. д.; немецкая классическая философия – диалектика и материализм; утопический социализм – социологические аспекты, понятие классовой борьбы.

Индивидуальной особенностью методологии К. Маркса является идея базиса и надстройки: совокупные производственные отношения людей, экономическая структура общества – базис, над которым расположена надстройка.

Стоимость товара исходит из величины общественно необходимых затрат труда, расходуемых на его производство при среднем уровне интенсивности, - закон стоимости, сформулированный К. Марксом.

В своем учении К. Маркс различал потребительную и меновую стоимость. Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять потребности. Меновая стоимость – способность вещи обмениваться на другой товар.

Прибавочная стоимость, по Марксу, есть стоимость продукта неоплаченного труда рабочих. Введение этого понятия позволило показать, как без нарушения закона стоимости рабочий получает только часть оплаты своего труда. Реальная заработная плата, как считает ученый, никогда не растет пропорционально увеличению производительной силы труда, то есть проявляются признаки эксплуатации.

Норма эксплуатации отношение прибавочной стоимости к размеру переменного капитала, соответствующего оплате рабочей силы.

Деньги – это товар, стихийно выделившийся из всех видов товаров и играющий роль всеобщего эквивалента, выразителя стоимости всех товаров.

Деньги, по К. Марксу, являются всеобщим платежным и покупательным средством, но они не могут существовать при отсутствии товарного обмена. К. Маркс считал деньги первой формой существования капитала.

Под капиталом им понимались деньги, приносящие прибавочную стоимость.

Капитал в кругообороте проходит три стадии:
– из денежной формы переходит в производительную, представляющую собой средства производства и рабочую силу;
– на второй стадии производственный капитал участвует в процессе производства, переходя в товарную форму;
– путем реализации продукции товарная форма капитала преобразовывается в денежную.

Смена стадий осуществляется последовательно.

В кругообороте капитал, который одновременно выступает в трех формах (денежной, производительной и товарной), К. Маркс определил как промышленный капитал.

Взгляды К. Маркса на теорию ренты совпадают со взглядами Д. Рикардо. Заслуга К. Маркса состоит в признании "абсолютной" ренты. Под последней понимается рента с земель худшего качества (плодородия) или более отдаленных от рынков сбыта.

Суть теории цикличности экономического развития капитализма состоит в том, что достижение макроэкономического равновесия и последовательный экономический рост невозможны в результате существования экономических кризисов. Причиной кризиса является отсутствие автоматического роста эффективного спроса, при расширении производства. Низкая заработная плата ведет к отсутствию способности рабочих покупать товарную продукцию, произведенную ими. Выход из кризиса и обеспечение воспроизводства К. Маркс видел в дополнительных расходах со стороны капиталистов и землевладельцев.



Похожие по содержанию материалы:
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Выводы по главе 1 ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Проекты, реализуемые на действующем предприятии ..
Деловое общение:Имидж делового человека ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Методы оценки научно-технической результати ..
Орлов А.И. Эконометрика: Устойчивость по отношению к горизонту планирования ..
Должностные инструкции: Главный программист отдела информатизации ..
Должностные инструкции: Секретарь референт генерального директора ..
Романов В., Бутуханов А. Риски предприятия как составная часть рисков ..
Должностные инструкции: ..
Васина А. А. Избавимся от «штампов» в экономическом анализе ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..


Похожие документы из сходных разделов


Алгоритмы преобразований в бизнесе: Подход маркетингового консультирования

1. Консультирование на российском рынке

1.4. Подход маркетингового консультирования

Пирамиду можно поставить на любую грань … но лучше ставить на правильную.

На современном российском рынке можно выделить четыре центральных области консультирования:
-  финансы,
-  управление,
-  кадры,
-  маркетинг.

Каждая .. читать далее


Менеджмент организации: Экономическая теория: Маржиналистская революция. Австрийская школа

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

43. Маржиналистская революция. Австрийская школа

Маржиналистская революция. Общая характеристика

Хронологически маржиналистскую революцию принято связывать с выходом в свет трех книг: «Теории политической экономии» У.С. Джевонса и «Оснований политической экономии» К. Менгера в 1871 г., а также «Э .. читать далее


Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Мода на консультирование

1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

1.4. Мода на консультирование

Как и за рубежом, где с середины семидесятых годов объем консультационных услуг вырос в десятки раз по сравнению с предыдущим двадцатилетием и продолжает стремительно расти, на российском рынке наблюдается взлет популярности консультирования. Отчасти он объясняется повышением информированности пре .. читать далее