Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Должностные инструкции: Глав .. | Деловое общение:Имидж делово .. | Орлов А.И. Эконометрика: Уст .. | Понятие и содержание анализа .. | Орлов А.И. Эконометрика: Лит .. |


Орлов А.И. Эконометрика: Специфика экономических данных

Глава 1. Структура современной эконометрики

1.4.Специфика экономических данных

Для анализа экономических данных могут применяться все разделы прикладной статистики, а именно:
- статистика случайных величин;
- многомерный статистический анализ;
- статистика временных рядов и случайных процессов;
- статистика объектов нечисловой природы, в том числе статистика интервальных данных.

Перечисленные четыре области выделены на основе математической природы элементов выборки: в первой из них это - числа, во второй - вектора, в третьей - функции, в четвертой - объекты нечисловой природы, т.е. элементы пространств, в которых нет операций сложения и умножения на число. Примерами объектов нечисловой природы являются значения качественных признаков, бинарные отношения (ранжировки, разбиения, толерантности), последовательности из 0 и 1, множества, нечеткие множества, интервалы, тексты (см. главы 8 и 9 ниже)..

Как и для применений статистических методов в иных областях, в эконометрике решаются задачи описания данных (в том числе усреднения), оценивания, проверки гипотез, восстановления зависимостей, классификации объектов и признаков, прогнозирования, принятия статистических решений и др.

Однако в некоторых отношениях экономические данные отличаются от технических или астрономических, и эти отличия необходимо учитывать при выборе методов анализа конкретных экономических данных.

Многие экономические показатели неотрицательны. Значит, их надо описывать неотрицательными случайными величинами. А вот нормальные распределения принципиально не подходят, поскольку для них вероятность отрицательных значений всегда положительна.

Экономические процессы развиваются во времени, поэтому большое место в эконометрике занимают вопросы анализа и прогнозирования временных рядов, в том числе многомерных. При этом в одних задачах больше внимания уделяют изучению трендов (средних значений, математических ожиданий), например, при анализе динамики цен. В других же - важны отклонения от средней тенденции, например, при применении контрольных карт (карт Шухарта, кумулятивных сумм и др.). Однако в целом спектральный анализ и выделение различных периодов, циклов и типов волн менее распространены, чем, скажем,  в биометрике и медицине.

В экономике доля нечисловых данных существенно выше, чем в технике и технологии, соответственно больше применений для статистики объектов нечисловой природы (ниже разберем это утверждение подробнее).

Количество изучаемых объектов в экономическом исследовании часто ограничено в принципе, поэтому обоснование вероятностных моделей в ряде случаев затруднено. Уникальные объекты, например, город Москва, трудно рассматривать как элемент выборки из генеральной совокупности с каким-то определенным распределением, поскольку подобное рассмотрение противоречит здравому смыслу. Вспоминается давняя обложка журнала "Крокодил", на которой изображены два хозяйственника с монетой в руках: "Если упадет орлом, будем строить завод, если решкой - не будем". Подобная рандомизация решений выглядит бессмысленной при принятии ровно одного решения, однако при контроле качества в массовом производстве такой подход оправдан.

Поэтому в эконометрике часто применяются детерминированные методы анализа данных, в отличие от, например, технических наук, в которых обычным является использование вероятностных моделей. Неопределенность приходится описывать не в терминах вероятностно-статистических моделей, а иными способами, например, в терминах теории нечеткости (fuzzy sets theory) или математики и статистики интервальных данных.

Есть два принципиально различных подхода к изучению поведения организаций и людей. Согласно первому из них вполне допустимо описывать действия человека в вероятностных терминах, например, считать его ответ на заданный вопрос случайной величиной. Сторонники второго подхода полагают, что поведение человека или организации является детерминированным, определяется теми или иными причинами, а случайность при анализе выборки возникает лишь из-за случайности при отборе лиц для опроса или предприятий для изучения. Если ответ на вопрос имеет вид "да" - "нет", то число ответов "да" при первом подходе, как известно, имеет биномиальное распределение, а при втором - гипергеометрическое. К счастью для эконометриков, при увеличении объема генеральной совокупности эти два распределения сближаются (если доля выборки в генеральной совокупности мала, например, меньше 10%, то вместо гипергеометрического распределения можно использовать биномиальное), так что при обоих подходах можно применять одни и те же эконометрические методы, не тратя сил на решение философского вопроса о детерминированности или случайности поведения экономического агента- человека или организации.

Итак, специфика эконометрики проявляется не в перечне применяемых для анализа конкретных экономических данных статистических методов, а в частоте использования тех или иных методов.



Похожие по содержанию материалы:
Должностные инструкции: Администратор предприятия торговли ..
Пашутин С.Б. Феномены устойчивости бизнеса на российском рынке ..
Орлов А.И. Эконометрика: Общая схема устойчивости ..
Деловое общение:Имидж делового человека ..
Должностные инструкции: Главный специалист отдела информатизации ..
Деловое общение:Имидж делового человека ..
Орлов А.И. Эконометрика: Устойчивость по отношению к объему выборки ..
Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия - Основы менеджмента ..
Орлов А.И. Эконометрика: Литература к главе 10 ..
Должностные инструкции: ..
Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Методы распределения товаров ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Инструментарий реализации стратегии ..
Гайданский А.И. Факторы риска в инвестиционных проектах и оценка эффективности использования инвести ..


Похожие документы из сходных разделов


Теория принятия решений: Принятие решений в стратегическом менеджменте

1.4. Принятие решений в стратегическом менеджменте

 Если сравнить менеджера с капитаном корабля, то становится более ясной проблема выбора пути. Куда плыть кораблю? Каким путем развиваться предприятию? Ответ на этот вопрос дает стратегический менеджмент (стратегическое управление и планирование).

1.4.1. Пирамида планирования в стратегическом менеджменте:

читать далее
Менеджмент организации: Экономическая теория: Марксизм

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

42. Марксизм

Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий экономист, философ, основатель марксизма – экономического направления, которое выражало интересы рабочего класса. Марксизм является своеобразным вариантом развития классической экономической школы.

К. Маркс родился 5 мая 1818 года в Тире (Германия) в семь .. читать далее


Алгоритмы преобразований в бизнесе: Подход маркетингового консультирования

1. Консультирование на российском рынке

1.4. Подход маркетингового консультирования

Пирамиду можно поставить на любую грань … но лучше ставить на правильную.

На современном российском рынке можно выделить четыре центральных области консультирования:
-  финансы,
-  управление,
-  кадры,
-  маркетинг.

Каждая .. читать далее