Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Менеджмент организации: Экон .. | Маркетинг: Экономика: Закон .. | Орлов А.И. Эконометрика: При .. | Орлов А.И. Эконометрика: Эко .. | Асаул А.Н., Карасев А.В. Эко .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Валютный курс: фиксированный и плавающий курсы. Паритет покупательной способности

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

38. Валютный курс: фиксированный и плавающий курсы. Паритет покупательной способности

Валютный рынок – финансовый рынок, на котором осуществляется обмен иностранных валют. Валюта (цена, стоимость) – это денежная единица страны.

Каждый национальный рынок имеет собственную национальную валютную систему. На базе национальных валютных систем функционирует мировая валютная система – форма организации международных валютных отношений, сложившаяся на основе развития мирового рынка и закрепленная межгосударственными соглашениями. Ее составными элементами являются: основные международные платежные средства; механизм установления и поддержания валютных курсов; порядок балансирования международных платежей; условия конвертируемости валют; режим международных валютных рынков и рынков золота. В условиях рыночной экономики движение денежных средств из страны в страну, обмен и продажа валют осуществляется, прежде всего, через деятельность крупных коммерческих банков. Через такие банки проводятся торговые и внешнеэкономические операции. Главными экономическими агентами внешнего валютного рынка являются экспортеры, импортеры и держатели портфелей активов.

Валютный курс – относительная цена валют двух стран, т.е. цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты.

Существует 3 режима установления валютных курсов

1. На основе золотых паритетов (при золотом стандарте). Основывался на соотношении золотого содержания денежных единиц, т.е. на золотом паритете. Валюты, привязанные к золоту, соотносились друг с другом по твердому валютному курсу. Причем, содержание золота в валютах не менялось до 1914 года. Отклонение валютного курса от паритета было незначительным в пределах так называемых «золотых точек», определяемых расходами по транспортировке золота за границу. Золотой стандарт выступал автоматическим регулятором мирового рынка.

2. Фиксированный курс. Курс национальной валюты устанавливается Центральным банком, который берет на себя обязательство покупать и продавать любое количество иностранной валюты по установленному курсу. Обычно ЦБ устанавливает пределы свободных колебаний курса национальной валюты в целях макроэкономической стабилизации. Когда цена валюты приближается к верхней или нижней границе этих пределов, ЦБ проводит интервенции: приближение к нижнему пределу требует покупки ЦБ этой валюты в обмен на иностранную валюту или золото, и наоборот (рис.38.1).

Рис. 38.1. Валютный курс

3. Плавающий курс. Обменный курс устанавливается в результате свободных колебаний спроса и предложения как равновесная цена валюты на валютном рынке. При системе абсолютно гибких валютных курсов колебания обменного курса ничем не ограничены, поэтому колебания объемов экспорта и импорта, а, следовательно, и состояния торгового баланса, текущего счета и платежного баланса в целом могут оказаться труднопрогнозируемыми, что может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику.

Рис. 38.2. Спрос и предложение иностранной валюты

Реальный валютный курс – относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Зависимость между номинальным и реальным обменным курсом имеет вид

ER = EN * Pd / Pf,

где ER – реальный валютный курс;
EN – номинальный валютный курс;
Pd – уровень внутренних цен, выраженных в национальной валюте;
Pf – уровень цен за рубежом, выраженных в иностранной валюте.

Паритет покупательной способности – уровень обменного курса валют, выравнивающий покупательную способность каждой из них. Согласно данной концепции, валютный курс всегда изменяется ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах

r = Pd / Pf.

Иначе говоря, если обменные курсы корректируются относительно паритета покупательной способности, то перевод (конвертация) денежных средств из одной валюты в другую не должен вызывать изменений в покупательной способности этих средств.



Похожие по содержанию материалы:
Орлов А.И. Эконометрика: Статистика интервальных данных - научное направление на стыке метрологии и ..
Должностные инструкции: Начальник технического отдела ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Организация труда как социотехничес ..
Сербин В.Д. Основы логистики: Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Эффект дохода и эффект замещения ..
Маркетинг: Экономика: Закон предложения. Факторы изменения предложения. Эластичность предложения ..
Орлов А.И. Эконометрика: Применения эконометрических методов ..
Орлов А.И. Эконометрика: Эконометрика как область научно-практической деятельности ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Определение недвижимости: Упражнения ..
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Выводы по главе 1 ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Проекты, реализуемые на действующем предприятии ..
Деловое общение:Имидж делового человека ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..


Похожие документы из сходных разделов


Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Внешняя среда предприятия

1. Предприятие в условиях рыночной экономики

1.3. Внешняя среда предприятия

1.3.1. Общая характеристика внешней среды предприятия

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. 

читать далее
Маркетинг: Экономика: Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики

I. ЭКОНОМИКА

38. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики

Углубляющаяся социальная дифференциация населения требует усиления социальной составляющей курса проведения рыночных реформ в России. В сложившихся условиях преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
– обеспечение макс ..
читать далее


Менеджмент организации: Экономическая теория: Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

39. Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья

Выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира .. читать далее