Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Должностные инструкции: Инже .. | Стратегии бизнеса: Стратегич .. | Маркетинг: Экономика: Закон .. | Нечисловая статистика: Данны .. | документы по экономике, мене .. |


Маркетинг: Экономика: Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM

I. ЭКОНОМИКА

34. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM

Модель IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), предпочтение ликвидности (L), деньги (M)) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса (AD).

Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента (r) и дохода (Y), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS.

Модель, разработанная английским экономистом Дж. Хиксом (последователь Дж.М. Кейнса), базируется на кейнсианских теоретических положениях, согласно которым национальной объем производства (ВНП) равен национальному доходу (Y).

Для построения модели IS-LM необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки.

Основной параметр товарного рынка – ВНП (Y), который определяет спрос на деньги для сделок (Dt), а значит и общий спрос на деньги (Dm) и r, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень r влияет на объем плановых I, составляющих совокупные расходы (AD=C+I+G+Xn).

Согласно Кейнсу равновесие на рынке товаров определяется AD= Y. Таким образом денежный и товарный рынки взаимосвязаны через Y, I, r (рис. 34.1).

Товарный рынок. Снижение процентной ставки (r1->r2) приводит к росту плановых инвестиций (I1->I2) (рис. 34.1,а), а следовательно, и к росту совокупных расходов (AD1->AD2) (рис. 34.1,б), что приводит к достижению нового равновесного национального дохода Y 2 (т. Е2)

Рис.34.1. Равновесие на товарном рынке. Кривая IS

Таким образом мы получили кривую IS, имеющую нисходящий вид (обратная зависимость между уровнем r и величиной AD, а также Y. Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии (все точки вне ее – неравновесие товарного рынка).

Денежный рынок. Рост национального дохода (Y1->Y2) увеличивает спрос на деньги (Dm1 -> Dm2). При неизменном предложении денег (Sm) это приводит к росту r (рис. 34.2,а). Таким образом, при национальном доходе Y2 (рис. 34.2,б)

Рис. 34.2. Равновесие денежного рынка. Кривая LM

кривая LM имеет положительный наклон (прямая зависимость между Y и r) и отражает равновесие денежного рынка.

Изменение положения IS может быть вызвано изменением потребления, государственных расходов, чистых налогов. Смещение LM – изменением спроса на деньги, предложением денег.

Рост государственных расходов (G – объект регулирования фискальной политики) влияет на рост совокупных расходов (AD), что увеличивает национальный объем производства (Y). Это приводит к сдвигу IS в положительный IS1 – новое равновесие в т. E1 (рис. 34.3,а). Рост национального дохода (Y) увеличивает спрос на деньги, что ведет к росту r – новое равновесие:

.

Рис. 34.3. Сдвиг кривых IS и LM

Таким образом модель IS-LM показывает, что рост государственных расходов вызывает увеличение объема национального производства (Y -> Y1) и рост процентной ставки (r -> r1).

Причем Y возрастает в меньшей степени, чем можно было ожидать. Это связано с ростом r, которая снижает мультипликационный эффект государственных расходов: прирост G частично вытесняет I (эффект вытеснения). Эффект вытеснения снижает эффективность стимулирующей фискальной политики.

Увеличение предложения денег, превышающее спрос, приводит к понижению r. Это приводит к сдвигу LM в положение LM1 (рис. 34.3,б). На товарном рынке при снижении r увеличивается I, что приводит к росту AD и в конечном итоге к росту национального дохода (Y). Причем с учетом мультипликационного эффекта, национальный доход увеличивается до Y1 (Dr<DY).

.

Таким образом, стимулирующая денежно-кредитная политика привела к понижению r и более высокому национальному доходу (Y1). Следовательно, в модели IS-LM изменения в предложении денег влияют на уровень равновесия национального дохода.



Похожие по содержанию материалы:
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Должностные инструкции: Заместитель генерального директора предприятия торговли ..
Маркетинг: Экономика: Индивидуальный и рыночный спрос: факторы, влияющие на индивидуальный рыночный ..
Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Ипотечное кредитование ..
Должностные инструкции: Инженер по надзору за строительством ..
Стратегии бизнеса: Стратегические типы лидеров бизнеса ..
Маркетинг: Экономика: Закон спроса. Факторы изменения спроса. Эластичность спроса ..
Нечисловая статистика: Данные и расстояния в пространствах произвольной природы ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Сербин В.Д. Основы логистики: Основные требования логистики ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Понятие предприятия. Классификация, внешняя и внутренн ..
Нечисловая статистика: Нечисловые статистические данные: Контрольные вопросы и задачи ..
Должностные инструкции: Администратор предприятия торговли ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Экономическая теория: Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

35. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства

Модель IS-LM (инвестиции (I) сбережения (S), предпочтение ликвидности (L), деньги (M)) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, .. читать далее


Орлов А.И. Менеджмент: Основы теории управления

1.3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

 Что делает управляющий, т.е. менеджер? Управляет организацией или подразделением, т.е. людьми. Значит, управление людьми – это деятельность менеджера. Познакомимся с рядом понятий, используемых при обсуждении проблем управления.

1.3.1. Основные понятия теории управления

 Субъекты и объекты управления. В каждой стране как хо .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Экономический рост и развитие

I. ЭКОНОМИКА

35. Экономический рост и развитие

Под экономическим ростом понимают рост ВНП либо рост ВВП в абсолютном измерении или на душу населения.

Типы и факторы экономического роста

Различают экстенсивный и интенсивный факторы экономического роста.

Экстенсивный рост осуществляется за счёт привлечения дополнительных ресурсов и не ме .. читать далее