Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Нечисловая статистика: Сведе .. | Теория принятия решений: При .. | Менеджмент организации: Экон .. | Управление персоналом: Этика .. | Орлов А.И. Эконометрика: Эко .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

34. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег

Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.

Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

.

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

.

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

.

И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)

.

Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк:
1)     снижает учетную ставку
2)     сокращает резервную норму
3)     покупает государственные ценные бумаги.



Похожие по содержанию материалы:
Управление персоналом: Кадровый менеджмент: вызовы XXI в. ..
Нечисловая статистика: Нечеткие множества - частный случай нечисловых данных ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производите ..
Управление персоналом: Основные профессиональные роли менеджера по персоналу ..
Нечисловая статистика: Сведение нечетких множеств к случайным ..
Теория принятия решений: Принятие решений на основе информационных систем и контроллинга ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Теория потребительского поведения. Оптимум потребителя ..
Управление персоналом: Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу ..
Орлов А.И. Эконометрика: Эконометрические модели ..
Должностные инструкции: Аудитор ..
Нечисловая статистика: Аксиоматическое введение расстояний ..
Маркетинг: Экономика: Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения ..
Нечисловая статистика: Нечисловые статистические данные: Литература ..


Похожие документы из сходных разделов


Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Подходы к консультированию

1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

1.3. Подходы к консультированию

На российском рынке распространено несколько подходов к консультированию, значительно различающихся между собой.

В общих чертах их можно охарактеризовать следующим образом:

· Управленческое консультирование имеет целью совершенствование управления предприятием. Подразумевается, что со .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM

I. ЭКОНОМИКА

34. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM

Модель IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), предпочтение ликвидности (L), деньги (M)) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса (AD).

Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки .. читать далее


Менеджмент организации: Экономическая теория: Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

35. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства

Модель IS-LM (инвестиции (I) сбережения (S), предпочтение ликвидности (L), деньги (M)) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, .. читать далее