Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Сербин В.Д. Основы логистики .. | Орлов А.И. Эконометрика: Ста .. | Должностные инструкции: Нача .. | Организация, нормирование и .. | Сербин В.Д. Основы логистики .. |


Маркетинг: Экономика: Банковская система. Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор

I. ЭКОНОМИКА

33. Банковская система. Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор

Кредитная система развитых стран состоит из центрального, коммерческих банков и специализированных кредитно–финансовых учреждений.

Особое место в этой системе занимает центральный банк, главной задачей которого является управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Основные функции: разработка и реализация денежно-кредитной политики, эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот); хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчетных операций правительства; оказание разнообразных услуг коммерческим банкам (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд).

Особое положение центральных банков в кредитной системе проявляется в том, что они не имеют цель получения максимальной прибыли и не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, не обслуживают население, предприятия – все это выполняют коммерческие банки.

Коммерческие банки являются основой кредитной системы. Они могут быть универсальными и специализированными. Первые выполняют все банковские операции (от 100 до 300 видов). Вторые могут обслуживать определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов либо выполнять небольшое число операций.

К таким банкам относятся: инвестиционные – специализирующиеся на аккумуляции денежных средств на длительные сроки и предоставлении долгосрочных ссуд; ипотечные – осуществляющие кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества.

К специализированным кредитно-финансовым институтам относят сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные, лизинговые компании.

Путем кредитования банки способны создавать новые деньги. Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет центральный банк. Он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности – этот процент является резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег.

Предположим, человек вложил в банк $1000, тогда балансовый отчет банка будет следующим:

Актив

Пассив

FR (Факт*Резервы) + $1000

Обязат. резервы (R) + $100

Избыт. резервы (Е) + $900

Депозиты + $1000

Фактические резервы (FR) банка А составляют $1000

Норма обязательных резервов (R) установлена для всех банков в размере 10 %. Следовательно, избыточные резервы (Е) составляют 90 % (т. е. Е=FR–R). Таким образом, банк А создал $900 дополнительных денег.

Если действующий субъект использовал полученную ссуду в $900 для покупки сырья, то его поставщики переведут полученные деньги на свой счет в банк Б, баланс которого будет выглядеть следующим образом:

Актив

Пассив

FR+$900

R+$90

Е+8$10

Депозиты+$900

Таким образом, банк Б создал дополнительные деньги – $810.

Теоретически, при норме резервов 10 % каждый $1, вложенный в банк, приведет к созданию $10, т. е. bмеет место мультипликация:

,

где т – банковский мультипликатор, который показывает, сколько новых банковских долларов создает банковская система при поступлении в нее одного дополнительного доллара депозита.

Если R=10 %=0,1, то .

Учитывая т, можно рассчитать максимальную сумму денег (М), которую создала банковская система:

,

.

Процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма вклада не будет использована в качестве обязательных резервов.



Похожие по содержанию материалы:
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Рабочее время. Режимы труда и отдых ..
Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Преимущества инвестирования в недвижи ..
Стратегии бизнеса: Этика бизнеса в России и в мире ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Дисциплина труда как элемент его ор ..
Сербин В.Д. Основы логистики: Функции логистики ..
Орлов А.И. Эконометрика: Статистика интервальных данных - научное направление на стыке метрологии и ..
Должностные инструкции: Начальник технического отдела ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Организация труда как социотехничес ..
Сербин В.Д. Основы логистики: Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Эффект дохода и эффект замещения ..
Маркетинг: Экономика: Закон предложения. Факторы изменения предложения. Эластичность предложения ..
Орлов А.И. Эконометрика: Применения эконометрических методов ..
Орлов А.И. Эконометрика: Эконометрика как область научно-практической деятельности ..


Похожие документы из сходных разделов


документы по экономике, менеджменту и маркетингу

Положения об отделах

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА

   

УТВЕРЖДАЮ

(наименование предприятия,

читать далее
Менеджмент организации: Экономическая теория: Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

34. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег

Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регул .. читать далее


Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Подходы к консультированию

1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

1.3. Подходы к консультированию

На российском рынке распространено несколько подходов к консультированию, значительно различающихся между собой.

В общих чертах их можно охарактеризовать следующим образом:

· Управленческое консультирование имеет целью совершенствование управления предприятием. Подразумевается, что со .. читать далее