Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Стратегии бизнеса: Этика биз .. | Организация, нормирование и .. | Сербин В.Д. Основы логистики .. | Орлов А.И. Эконометрика: Ста .. | Должностные инструкции: Нача .. |


Маркетинг: Экономика: Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег

I. ЭКОНОМИКА

32. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег

Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.

Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%), по которому коммерческие банки предоставляют ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

.

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут реже, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

.

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (депозит = R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

.

И, наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (политика “политика дешевых денег”)

Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим банкам увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Оно заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк:
1)     снижает учетную ставку;
2)     сокращает резервную норму;
3)     покупает государственные ценные бумаги.



Похожие по содержанию материалы:
Стратегии бизнеса: Информационная среда бизнеса ..
Орлов А.И. Эконометрика: Нечисловые экономические величины ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Рабочее время. Режимы труда и отдых ..
Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Преимущества инвестирования в недвижи ..
Стратегии бизнеса: Этика бизнеса в России и в мире ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Дисциплина труда как элемент его ор ..
Сербин В.Д. Основы логистики: Функции логистики ..
Орлов А.И. Эконометрика: Статистика интервальных данных - научное направление на стыке метрологии и ..
Должностные инструкции: Начальник технического отдела ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Организация труда как социотехничес ..
Сербин В.Д. Основы логистики: Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Эффект дохода и эффект замещения ..
Маркетинг: Экономика: Закон предложения. Факторы изменения предложения. Эластичность предложения ..


Похожие документы из сходных разделов


Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Современное представление о математической статистике

1. Вероятность и статистика нужны всем

Современное представление о математической статистике.

Под математической статистикой понимают «раздел математики, посвященный математическим методам сбора, систематизации, обработки и интерпретации статистических данных, а также использование их для научных или практических выводов. Правила и процедуры математическо .. читать далее


Орлов А.И. Эконометрика: Структура эконометрики

Глава 1. Структура современной эконометрики

1.3. Структура эконометрики 

В эконометрике, как дисциплине на стыке экономики (включая менеджмент) и статистического анализа, естественно  выделить три вида научной и прикладной деятельности (по степени специфичности методов, сопряженной с погруженностью в конкретные проблемы):

а) разработка и исследова .. читать далее


Теория принятия решений: Последствия принятия решений для научно-технического и экономического развития

1.3. Последствия принятия решений для научно-технического и экономического развития

Большинства принимаемых менеджерами и всеми нами решений оказывает лишь незначительное влияние на развитие событий. Через несколько дней или лет об этих решениях уже никто не вспоминает. Тем более интересно обсудить конкретное решение менеджера, которое вначале казалось столь же рядовым, к .. читать далее