Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Организация, нормирование и .. | Маркетинг: Экономика: Блага, .. | Управление персоналом: Кадро .. | Должностные инструкции: Отве .. | Орлов А.И. Менеджмент: Орган .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Макроэкономическое равновесие в модели Кейнсианский крест

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

30. Макроэкономическое равновесие в модели «Кейнсианский крест»

Равновесный уровень Ye может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: Ye=C+I+G+Xn.

Приращение любого компонента автономных расходов вызывает несколько большее приращение совокупного дохода DY благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВВП к изменению любого компонента автономных расходов

,

где m – мультипликатор автономных расходов;

 DY – изменение равновесного ВВП;

 DA – изменение автономных расходов, независимых от динамики Y.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный рост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или Xn могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска (рис 30.1).

Рис. 30.1. Равновесный ЧНП в модели «доходы – расходы»

Таким образом, мультипликатор является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменением в автономных расходах. Проблема усложняется в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода Y финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы. Возникает эффект супермультипликатора.

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный объем выпуска Ye ниже потенциального Yf.e. (рис. 30.2), то это означает, что совокупный спрос не эффективен, так как оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Рис. 30.2. Рецессионный разрыв

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. Приращение совокупного дохода DY составляет:

DY = величина рецессионного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов.

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости (рис. 30.3).

Рис. 30.3. Инфляционный разрыв

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода DY составит

DY=величина инфляционного разрыва ´ величина мультипликатора автономных расходов.

Одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины предельной склонности к потреблению (МРС) и, соответственно, увеличению предельной склонности к сбережению (MPS), так как мультипликатор = .

Мультипликатор государственных расходов действует аналогично , где mG – мультипликатор государственных расходов (рис. 30.1). Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является МРС.

Аналогично мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на , то располагаемый доход возрастает на величину (рис. 30.4).

Рис. 30.4. Влияние налогов на макроэкономическое равновесие

Потребительские расходы увеличиваются на величину , что увеличивает объем производства Y1 до Y2 на величину , где мультипликатор налогов.

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.



Похожие по содержанию материалы:
Теория принятия решений: Принятие решений в стратегическом менеджменте ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Маржиналистская революция. Австрийская школа ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Неоклассическое направление экономической науки ..
Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера - Основы менеджмента ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Условия труда и факторы их формиров ..
Маркетинг: Экономика: Блага, потребности, ресурсы. Внешние эффекты и общественные блага ..
Управление персоналом: Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресу ..
Должностные инструкции: Ответственный за работу с кадрами предприятия торговли ..
Орлов А.И. Менеджмент: Организационные структуры и механизмы управления ..
Управление персоналом: Кадровый менеджмент: вызовы XXI в. ..
Нечисловая статистика: Нечеткие множества - частный случай нечисловых данных ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производите ..
Управление персоналом: Основные профессиональные роли менеджера по персоналу ..


Похожие документы из сходных разделов


Маркетинг: Экономика: Фискальная политика государства

I. ЭКОНОМИКА

30. Фискальная политика государства

Фискальная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэконо .. читать далее


Менеджмент организации: Экономическая теория: Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты. Кривая Лаффера

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

31. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты. Кривая Лаффера

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества .. читать далее


Стратегии бизнеса: Деловые сделки, обмены, гаранты

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА РОССИИ КАК СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

1.3. Деловые сделки, обмены, гаранты

Макроэкономическая среда функционирования бизнеса, кратко охарактеризованная в п.1.2., образует опосредованное окружение предприятия. Непосредственным окружением являются смежные предприятия или граждане – в первую очередь покупатели продукции и поставщики .. читать далее