Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Орлов А.И. Менеджмент: Страт .. | Должностные инструкции: Стар .. | Менеджмент организации: Экон .. | Менеджмент организации: Экон .. | Стратегии бизнеса: Информаци .. |


Маркетинг: Экономика: Макроэкономическое равновесие в модели «Кейнсианский крест»

I. ЭКОНОМИКА

29. Макроэкономическое равновесие в модели «Кейнсианский крест»

Равновесный уровень Ye может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: Ye=C+I+G+Xn.

Приращение любого компонента автономных расходов вызывает несколько большее приращение совокупного дохода DY благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВВП к изменению любого компонента автономных расходов:

,

где m – мультипликатор автономных расходов;
DY – изменение равновесного ВВП;
DA – изменение автономных расходов, независимых от динамики Y.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный рост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или Xn могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска (рис 29.1).

Рис. 29.1. Равновесный ЧНП в модели «доходы – расходы»

Таким образом, мультипликатор является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменением в автономных расходах. Проблема усложняется в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода Y финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы. Возникает эффект супермультипликатора.

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный объем выпуска Ye ниже потенциального Yf.e. (см. рис. 29.1), то это означает, что совокупный спрос неэффективен, так как оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Рис. 29.2. Рецессионный разрыв

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. Приращение совокупного дохода DY составляет:

DY = величина рецессионного разрыва ´ величина мультипликатора автономных расходов.

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости (рис. 29.2).

Рис. 29.3. Инфляционный разрыв

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода DY составит

DY=величина инфляционного разрыва ´ величина мультипликатора автономных расходов.

Одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины предельной склонности к потреблению (МРС) и, соответственно, увеличению предельной склонности к сбережению (MPS), так как мультипликатор равен .

Мультипликатор государственных расходов действует аналогично , где mG – мультипликатор государственных расходов (см. рис. 29.1). Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является МРС.

Аналогично мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на , то располагаемый доход возрастает на величину (рис. 29.4).

Рис. 29.4. Влияние налогов на макроэкономическое равновесие

Потребительские расходы увеличиваются на величину , что увеличивает объем производства Y1 до Y2 на величину , где мультипликатор налогов.

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.



Похожие по содержанию материалы:
Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Участники и источники процесса финанс ..
Орлов А.И. Эконометрика: Специфика экономических данных ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Марксизм ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Мода на консультирование ..
Орлов А.И. Менеджмент: Стратегический менеджмент ..
Должностные инструкции: Старший помощник капитана судна ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Экономические теории институционализма ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Экономико-математическая школа России и СССР (В.К. Дми ..
Стратегии бизнеса: Информационная среда бизнеса ..
Орлов А.И. Эконометрика: Нечисловые экономические величины ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Рабочее время. Режимы труда и отдых ..
Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Преимущества инвестирования в недвижи ..
Стратегии бизнеса: Этика бизнеса в России и в мире ..


Похожие документы из сходных разделов


Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Культура предпринимательства

ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

1.3. Культура предпринимательства

Процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с читать далее


Прикладная статистика: Применение случайной выборки

Часть 1. Фундамент прикладной статистики

Глава 1.3. Выборочные исследования

1.3.1. Применение случайной выборки (на примере оценивания функции спроса)

Функция спроса часто встречается в учебниках по экономической теории, но при этом обычно не рассказывается, как она получена. Между тем оценить ее по эмпирическим данным не .. читать далее


Прикладная статистика: Маркетинговые опросы потребителей

Часть 1. Фундамент прикладной статистики

Глава 1.3. Выборочные исследования

1.3.2. Маркетинговые опросы потребителей

Потенциального покупателя интересует не только цена, но и качество товара, красота упаковки (например, для подарочных наборов конфет) и многое другое. Хочешь узнать, чего желает потребитель - спроси его. Эта прос .. читать далее