Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Теория принятия решений: При .. | Менеджмент организации: Экон .. | Менеджмент организации: Экон .. | Место дисциплины в учебном к .. | Организация, нормирование и .. |


Маркетинг: Экономика: Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение

I. ЭКОНОМИКА

27. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение

Прежде чем перейти к рассмотрению модели макроэкономического равновесия AD – АS, сформулируем понятия совокупного спроса и совокупного предложения с учетом факторов, их определяющих.

Совокупный спрос показывает реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства (рис. 27.1).

Характер кривой совокупного спроса (AD) определяется тремя факторами: эффектом процентной ставки; эффектом богатства, или реальных кассовых остатков; эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект богатства, или реальных кассовых остатков выражается в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательская способность материальных ценностей (деньги на срочных счетах, облигации с фиксированной денежной стоимостью) уменьшается и, следовательно, население беднеет и будет сокращать свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость материальных ценностей возрастает и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок предполагает, что при повышении уровня цен по сравнению с ценами за рубежом эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (услуги). И наоборот, уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и тем самым увеличению чистого экспорта в совокупном спросе.

Следует отличать изменения совокупного спроса, вызванные изменением в уровне цен, от тех, которые вызваны изменениями в неценовых факторах совокупного спроса. К последним относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, чистых объемов экспорта.

Совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения (AS) при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Кривая АS показывает реальный объем национального производства, который будет произведен при различных уровнях цен. Она состоит из трех отрезков: 1) горизонтального (или кейнсианского), когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; 2) вертикального (или классического), когда национальный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», а уровень цен может изменяться; 3) промежуточного, когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен.

Рис. 27.1. Кривая совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS)

Кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений неценовых факторов (цен на внутренние и импортные ресурсы, производительности труда, правовых норм, методов государственного регулирования).

Объем реального национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют «состоянием общего макроэкономического равновесия» экономики. Пересечение кривых АD и АS определяет макроэкономическое равновесие: устанавливается равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.

Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит. Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, т.к. экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности (рис.27.2,а). Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и уровня цен (рис.27.2,б), так как экономика приближается к состоянию полной занятости (QFE). На классическом отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» – ресурсы исчерпаны (рис.27.2,в).

a

б

в

Рис. 27.2. Виды макроэкономического равновесия:

а – на промежуточном отрезке AS; б – на кейнсианском отрезке AS;

 в – на классическом отрезке AS



Похожие по содержанию материалы:
Должностные инструкции: Водитель ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Источники экономического эффекта от использования логистики ..
Сербин В.Д. Основы логистики: Концепция логистики ..
Нечисловая статистика: Вероятностные модели порождения нечисловых данных ..
Теория принятия решений: Принятие решений в стратегическом менеджменте ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Маржиналистская революция. Австрийская школа ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Неоклассическое направление экономической науки ..
Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера - Основы менеджмента ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Условия труда и факторы их формиров ..
Маркетинг: Экономика: Блага, потребности, ресурсы. Внешние эффекты и общественные блага ..
Управление персоналом: Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресу ..
Должностные инструкции: Ответственный за работу с кадрами предприятия торговли ..
Орлов А.И. Менеджмент: Организационные структуры и механизмы управления ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Экономическая теория: Инфляция и безработица

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

28. Инфляция и безработица

Инфляция спроса и инфляция предложения. Кривая Филлипса. Закон В. Оукена. Уровень безработицы

Инфляция – избыток денег в обращении, ведущий к их обесцениванию и росту цен на товары и услуги. Обесценивание проявляется по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам.

Инфляция означает .. читать далее


Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Управление и структура предприятия

1. Предприятие в условиях рыночной экономики

1.2. Управление и структура предприятия

1.2.1.Понятие, принципы, функции и методы управления

Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Модели сбережения, потребления, инвестиций

I. ЭКОНОМИКА

28. Модели сбережения, потребления, инвестиций

Величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережения. Динамика инвестиций определяется прежде всего динамикой процентных ставок, что находит отражение в соответствующих функциях потребления, сбережений и инвестиций.

1. Просте .. читать далее