Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Нечисловая статистика: Вероя .. | Теория принятия решений: При .. | Менеджмент организации: Экон .. | Менеджмент организации: Экон .. | Место дисциплины в учебном к .. |


Маркетинг: Экономика: Экономические циклы

I. ЭКОНОМИКА

26. Экономические циклы

Экономический цикл – периодические колебания уровней занятости, производства и цен. В структуре цикла выделяют высшую (пик) и низшую точки активности и находящиеся между ними фазы спада (рецессии) и подъема (экспансии). Экономические циклы отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности (рис.26.1).

Современной науке известны более 380 типов цикличности.

Рис. 26.1. Фазы экономического цикла

Основные типы циклов:
1. Промышленный или деловой цикл, продолжительностью 7–12 лет. Колебания основаны на периодичности инвестиционного процесса, инициирующего колебания в ВВП, ценах, занятости.
2. Циклы Китчина или циклы запасов, продолжительностью 2–4 года. Колебания основаны на изменении величины запасов.
3. «Строительные циклы» или циклы Кузнеца (20–25 лет). Связаны с периодом обновления зданий, сооружений, основных фондов и жилья.
4. Долговременные колебания с периодом в 50 лет. Циклы Кондратьева. В основе колебаний – технические нововведения.
5. Колебания в демографической среде. Демографические ямы и др.

В макроэкономике отсутствует интегральная теория экономического цикла, и экономисты различных направлений концентрируют свое внимание на разных причинах цикличности.

Основные точки зрения на причины цикличности:
1. Нововведение. Технические новшества оказывают большое влияние на инвестиции и потребительские расходы, следовательно, на производство, занятость и уровень цен. Крупные нововведения появляются нерегулярно, способствуя нестабильности экономической активности.
2. Объясняют циклы чисто монетарным явлением. Чрезмерное количество денег в обращении вызывает информационный бум, разрушающий экономику; нехватка денег ускоряет падение производства и рост безработицы.
3. Экономические циклы – следствие воздействия на экономическую систему так называемых импульсов или шоков, нарушающих экономическое равновесие и вызывающих ответные колебания: шоки предложения, обусловленные технологическими сдвигами, колебаниями мировых цен на сырье и т.д.; шоки спроса, обусловленные колебаниями обменного курса, ставки ссудного процента; изменениями в инвестиционных и потребительских расходах и т.д.
4. Кейнс считал основным источником импульсов, вызывающих экономические колебания, инвестиционные расходы, которым в силу определенного «предпринимательского чутья» к риску свойственна неустойчивость. В результате происходят сдвиги в совокупном спросе, следовательно, и в совокупном предложении. Зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций отражает мультипликатор. Мультипликатор увеличивается в том случае, когда потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления. Мультипликатор уменьшается, если усиливается склонность потребителей к накоплению сбережений. Таким образом, склонность к сбережениям влечет за собой ограниченность спроса, что ослабляет стимулы предпринимателей к вложению в производство своих капиталов.
5. Модель мультипликатора-акселератора. Акселератор показывает зависимость прироста инвестиций от прироста национального дохода. Каждый прирост дохода вызывает больший в процентном отношении прирост инвестиций. Эффект акселератора выражается в том, что инвестиции испытывают воздействие не самого объема выпуска, а его колебаний.

Особенности экономического кризиса в России:
1. Беспрецедентный спад производства. ВВП в 2002 г. составлял 60 % от 1992 г.
2. Длительность спада (10 лет) близка к срокам службы активной части основных фондов. Итог – разрушение производственного потенциала, деградация экономики.
3. Системный кризис, связанный с трансформацией системы экономических, политических, социальных, международных отношений.
4. «Специфический экономический кризис», т.е. кризис, возникший не в прямой связи с циклическим развитием рыночной экономики.



Похожие по содержанию материалы:
Прикладная статистика: Устойчивость выводов и принцип уравнивания погрешностей ..
Должностные инструкции: Водитель ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Источники экономического эффекта от использования логистики ..
Сербин В.Д. Основы логистики: Концепция логистики ..
Нечисловая статистика: Вероятностные модели порождения нечисловых данных ..
Теория принятия решений: Принятие решений в стратегическом менеджменте ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Маржиналистская революция. Австрийская школа ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Неоклассическое направление экономической науки ..
Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера - Основы менеджмента ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Условия труда и факторы их формиров ..
Маркетинг: Экономика: Блага, потребности, ресурсы. Внешние эффекты и общественные блага ..
Управление персоналом: Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресу ..
Должностные инструкции: Ответственный за работу с кадрами предприятия торговли ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Экономическая теория: Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS)

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

27. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS)

Прежде чем перейти к рассмотрению модели макроэкономического равновесия AD-АS сформулируем понятия совокупного спроса и совокупного предложения с учетом факторов, их определяющих.

Совокупный спрос показывает реальный объем национального .. читать далее


Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Показатели эффективности труда

1. Организация труда на предприятии

1.2. Показатели эффективности труда

Производительность труда характеризует эффективность затрат труда в материальном производстве и определяется количеством продукции или услуг, производимых в един .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение

I. ЭКОНОМИКА

27. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение

Прежде чем перейти к рассмотрению модели макроэкономического равновесия AD – АS, сформулируем понятия совокупного спроса и совокупного предложения с учетом факторов, их определяющих.

Совокупный спрос показывает реальный объем национально .. читать далее