Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Менеджмент организации: Экон .. | Маркетинг: Экономика: Собств .. | Маркетинг: Экономика: Структ .. | Стратегии бизнеса: Правовая .. | Прикладная статистика: Центр .. |


Маркетинг: Экономика: Рынок земли. Рента

I. ЭКОНОМИКА

21. Рынок земли. Рента

Земля – фактор производства или производственные ресурсы, данные самой природой, т. е. все естественные ресурсы (земли, леса, воды, месторождения). Этот вид ресурса приносит собственнику доход в виде ренты.

Рента – это цена за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых ограничено по причине их невоспроизводимости.

Заметим, что если экономисты-классики на рубеже XVIII в. понятие ренты сводили лишь к ренте земельных участков и рудников, то сегодня, в зависимости от вида природных ресурсов, выделяют ренту: земельную (в том числе дифференцированную), в добывающей промышленности, на строительные участки, монопольную, на человеческий капитал. Сегодня признано, что рента в той или иной мере присутствует в доходе любого фактора производства.

Экономической рентой называют платежи владельцам факторов производства, превышающие альтернативную стоимость этих факторов. Если фактор производства не имеет альтернативных вариантов использования, его альтернативная стоимость равна нулю, а весь доход от его применения выступает в форме ренты.

На рынках факторов производства земля, ее ресурсы и недвижимость включены в товарный оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив замещения во многих сферах хозяйствования. Экономическую ренту они приносят потому, что их предложение на рынках неэластично или недостаточно эластично.

Если изобразить на графике кривую предложения земли, то она будет аб­солютно вертикальной линией (рис. 21.1). Можно повысить производитель­ность земли, улучшить ее качество, повысить рыночный уровень ренты как платы за землю или снизить его до минимума, но количество совокупного предложения этого фактора в каждый фиксированный момент времени увели­чить невозможно. Чистая экономическая рента определяется соотношением спроса и предложения на рынках.

Главной особенностью рынка земли является то, что рыночный спрос выступает единственным фактором, определяющим цену земли или ренту.

Дифференциальная земельная рента связана с различиями в естественном плодородии участков земли, что обуславливает их различную предельную производительность, а следовательно, и получение более высокого дохода при одинаковых затратах.

Предположим, что имеются два участка земли – лучший и худший (рис. 21.2). Их различная предельная производительность отражена кривыми спроса D1 и D2. На лучшем участке, предельная производительность которого в денежном выражении выше в силу лучшего плодородия данного участка, будет получена рента – R1. На втором участке по причине низкой предельной производительности дифференциальной ренты не возникнет.

Экономическую ренту необходимо отличать от квазиренты. Выплаты владельцам факторов производства, предложение которых в краткосрочном периоде фиксировано, называются квазирентой, представляющей собой остаточный платеж. Квазирента в долгосрочном периоде, когда все факторы производства становятся переменными, исчезает. Экономическая же рента сохраняется и в долгосрочном периоде.

Рис. 21.1. Спрос и предложение земли:
S – неэластичное предложение;
D1 – потенциальный спрос на землю;
D2 – спрос на землю в условиях, когда земля не приносит ренту;
Е – точка равновесия

Рис. 21.2. Дифференциальная рента

Существует два типа рынка земли.

1. Купля-продажа земли во временное пользование, т.е. аренда услуг земли, при которой собственность на данный экономический ресурс не отчуждается от владельца. При этом составляется арендный договор, в соответствии с которым арендодатель передает землю во временное пользование арендатору по определенной цене, которая называется арендной платой.

2. Купля-продажа земли как актива в полную собственность, при которой она отчуждается от владельца. При этом цена земли определяется как дисконтированная стоимость, рассчитанная за бесконечный период времени, поскольку земля приносит доход бесконечно долго:

,

где R – размер ежегодной ренты; i – годовая процентная ставка.

Цена земли выступает как капитализированная рента, экономический смысл которой заключается в том, что она обеспечивает землевладельцу такую сумму денег, которая, будучи положена в банк, приносила бы доход не меньше, чем ежегодная рента.



Похожие по содержанию материалы:
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Маркетинг: Экономика: Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM ..
Маркетинг: Экономика: Экономический рост и развитие ..
Маркетинг: Экономика: Валютный курс ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Экономический цикл: причины, типы. Длинные волны ..
Маркетинг: Экономика: Собственность и ее формы ..
Маркетинг: Экономика: Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики ..
Стратегии бизнеса: Правовая среда бизнеса в России ..
Прикладная статистика: Центральные предельные теоремы ..
Прикладная статистика: Метод линеаризации ..
Прикладная статистика: Устойчивость выводов и принцип уравнивания погрешностей ..
Должностные инструкции: Водитель ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Источники экономического эффекта от использования логистики ..


Похожие документы из сходных разделов


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Основные характеристики глобализации мировой экономики

1. Инновации в эпоху глобализации

1.2. Основные характеристики глобализации мировой экономики

В работе [1] М. Портер отмечает следующие основные тенденции развития международной конкуренции:
* превращение международных компаний из мультилокальных в глобальные. Это ориентирует всю мировую систему производс ..
читать далее


Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Роль инноваций в глобальной конкуренции

1. СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ

1.2. Роль инноваций в глобальной конкуренции

Важной особенностью состояния рынка сегодня является непрерывное увеличение роли инноваций для достижения успеха: изменение ситуации во внешней среде требуе .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Основные этапы развития экономической теории. Экономические системы

I. ЭКОНОМИКА

2. Основные этапы развития экономической теории. Экономические системы

Классическая политическая экономия – экономическое течение конца XVIII – начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства.

К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести следующие:
– классичес ..
читать далее