Главная страница --> Аудит

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. .. | О ПРИМЕНЕНИИ ЕНВД В ОТНОШЕНИ .. | РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. .. | СООБЩЕНЫ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНДЕК .. | ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 АРБИТРАЖНОГО .. |


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.09.2007 ПО ДЕЛУ N А42-4678/2006

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2007 года Дело N А42-4678/2006

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Ломакина С.А., рассмотрев 11.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хатунцевой Лины Владимировны на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2007 (судья Сигаева Т.К.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2007 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-4678/2006,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Хатунцева Лина Владимировна обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 24.04.2006 N 19/9251.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2007 заявленные предпринимателем требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением апелляционного суда от 24.05.2007 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, судом не принято во внимание ухудшение положения налогоплательщика в связи с введением максимальной ставки налога на игорный бизнес. Предприниматель указывает, что в силу положения пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) на него распространяется льготный режим налогообложения для субъектов малого предпринимательства, позволяющий применять налоговую ставку в размере 2500 рублей.

Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка деклараций предпринимателя по налогу на игорный бизнес за январь 2006 года.

По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 24.04.2006 N 19/9251 о привлечении Хатунцевой Л.В. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), начислении налога и пеней.

В ходе проверки установлено неправомерное, по мнению Инспекции, применение предпринимателем при расчете налога ставки в размере 2500 рублей вместо установленной статьей 1 Закона Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО "О ставках налога на игорный бизнес" (в редакции от 28.06.2005) ставки в размере 7500 рублей.

Предприниматель оспорил решение Инспекции в арбитражный суд.

Суд оставил требования предпринимателя без удовлетворения. При этом суд исходил из того, что увеличение областным законодателем ставки налога на игорный бизнес до максимального размера не противоречит федеральному законодательству, в частности статье 3 НК РФ. Срок действия льготного режима налогообложения для субъектов малого предпринимательства, установленный пунктом 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ, завершился для подателя жалобы 29.03.2004, так как в качестве индивидуального предпринимателя он зарегистрирован 28.03.2000.

Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.

Хатунцева Л.В. в 2000 году зарегистрирована Управлением Первомайского административного округа города Мурманска в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства от 28.03.2000 N 18140. В 2004 году предприниматель прошел перерегистрацию в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", о чем выдано свидетельство от 14.10.2004 серии 51 N 000775642 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о Хатунцевой Л.В. как предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 (лист дела 11).

Согласно статье 365 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Пункт 1 статьи 369 НК РФ предусматривает установление налоговых ставок по налогу на игорный бизнес законами субъектов Российской Федерации в пределах от 1500 до 7500 рублей за один игровой автомат.

Законом Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО "О ставках налога на игорный бизнес в Мурманской области" ставка налога на игорный бизнес в Мурманской области за один игровой автомат с 01.01.2004 установлена в размере 2250 рублей.

Эта ставка Законом Мурманской области от 18.11.2004 N 520-01-ЗМО "О внесении изменения в статью 1 Закона Мурманской области "О ставках налога на игорный бизнес" с 01.01.2005 увеличена до 2500 рублей.

В соответствии с Законом Мурманской области от 28.06.2005 N 643-01-ЗМО "О внесении изменения в статью 1 Закона Мурманской области "О ставках налога на игорный бизнес" налог на игорный бизнес за один игровой автомат уплачивается с 01.09.2005 по ставке 7500 рублей.

Кассационная инстанция считает обоснованным вывод судов обеих инстанций о том, что льготный четырехлетний период деятельности следует исчислять с момента государственной регистрации предпринимателя.

Согласно свидетельству N 18140 Хатунцева Л.В. зарегистрирована 28.03.2000 в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица бессрочно для осуществления следующих видов деятельности - торгово-закупочной и оказания бытовых услуг (лист дела 26).

По Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) ОК 002-93 в группу 01 "Бытовые услуги" входят услуги по прокату игровых автоматов (группировка 0109434). Игровые автоматы, используемые для проведения азартных игр с денежным выигрышем, признавались объектом обложения налогом на игорный бизнес и действовавшим в 2000 году Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес".

Абзацем вторым части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ предусмотрено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 07.02.2002 N 37-О, от 04.12.2003 N 445-О, в силу пункта 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.

То есть статьей 9 указанного Закона, действовавшей в период регистрации Хатунцевой Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение первых четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ статья 9 Закона N 88-ФЗ отменена с 01.01.2005.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с момента регистрации Хатунцевой Л.В. в качестве предпринимателя - 28.03.2000 - она непрерывно вела предпринимательскую деятельность. Поэтому суд пришел к обоснованному выводу, что четырехлетний срок, предусмотренный статьей 9 Закона N 88-ФЗ, исчисляется для предпринимателя с 28.03.2000 и заканчивается 28.03.2004. В этот период предприниматель имел право на налогообложение в том порядке, который действовал на момент его государственной регистрации. В январе 2006 года, то есть спустя год и девять месяцев после окончании первых четырех лет деятельности в качестве предпринимателя, Хатунцева Л.В. должна была уплачивать налоги в общеустановленном порядке.

Суд кассационной инстанции не принимает доводы подателя жалобы о том, что период, до истечения которого на предпринимателя не распространяются изменения налогового законодательства, касающиеся введения максимальной ставки налога, следует исчислять с даты получения предпринимателем лицензии.

Во-первых, предприниматель не принимает во внимание установленные статьей 9 Закона N 88-ФЗ порядок, условия предоставления гарантии, ее содержание, период действия.

Законом конкретно определен период действия гарантий - только первые четыре года деятельности субъектов малого предпринимательства.

Исчисление этих первых четырех лет в каждом случае с начала осуществления нового, ранее фактически не осуществлявшегося вида предпринимательской деятельности названный Закон не предусматривает.

Во-вторых, лицензия получена по истечении первых четырех лет деятельности Хатунцевой Л.В. в качестве предпринимателя. Кроме того, ее отсутствие не препятствовало предпринимателю заниматься игорным бизнесом и уплачивать налог на игорный бизнес, что подтверждается свидетельством от 03.03.2004 о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, выданным налоговым органом на основании заявления Хатунцевой Л.В. от 27.02.2004.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что правовые основания для применения предпринимателем в январе 2006 года положений статьи 9 Закона N 88-ФЗ отсутствуют, а налог на игорный бизнес подлежит уплате по ставке, установленной статьей 1 Закона Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО "О ставках налога на игорный бизнес" (в редакции закона Мурманской области от 28.06.2005 N 643-01-ЗМО), в размере 7500 рублей за один игровой автомат.

Кассационной инстанцией отклоняется утверждение подателя жалобы о том, что решение Мурманского областного суда по заявлению Хатунцевой Л.В. о признании недействительной статьи 1 Закона Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО "О ставках налога на игорный бизнес" не имеет преюдициального значения по настоящему делу.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а также раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено названным Кодексом.

Предприниматель ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни с кассационной жалобой не представил ни одного доказательства отсутствия у него фактической способности к уплате налога на игорный бизнес по ставке в размере 7500 рублей за каждый игровой автомат.

В то же время этот вопрос был предметом исследования Мурманского областного суда и Верховного Суда Российской Федерации по заявлению Хатунцевой Л.В. о признании недействительной статьи 1 Закона Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО "О ставках налога на игорный бизнес" (в редакции закона Мурманской области от 28.06.2005 N 643-01-ЗМО). Обращаясь в суд, заявитель ссылался на нарушение областным законодателем норм статьи 3 НК РФ, на экономическую необоснованность повышения ставки налога на игорный бизнес до 7500 рублей.

Решением Мурманского областного суда от 10.07.2006 Хатунцевой Л.В. отказано в удовлетворении ее заявления.

Верховный Суд Российской Федерации определением от 27.09.2006 по делу N 34-Г06-8 подтвердил законность принятого судом решения. Суд пришел к выводу о том, что увеличение областным законодателем ставки налога на игорный бизнес до максимального размера не противоречит федеральному законодательству. Суд также отклонил доводы предпринимателя об отсутствии экономического основания для увеличения налоговой ставки, о создании оспариваемым Законом препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности и о неспособности уплачивать налог, указав, что требования Хатунцевой Л.В. по существу основаны на коммерческом интересе, ее естественном стремлении к получению прибыли от предпринимательской деятельности в максимальном размере, которые не являются обязательным критерием для законодателя, осуществляющего свои налоговые полномочия, в определении ставки налога.

Кассационной инстанцией не установлено нарушений или неправильного применения судом норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Кассационная инстанция отклоняет и довод предпринимателя об отсутствии вины в совершенном налоговом правонарушении. Хатунцева Л.В. утверждает, что руководствовалась письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, изложенными в письме от 20.10.2005 N 03-06-05-07/35, что в силу статьи 111 НК РФ должно быть расценено как обстоятельство, исключающее вину в совершении налогового правонарушения.

Между тем в названном письме Министерство финансов Российской Федерации отвечает на вопрос о том, с какого момента возникает и прекращается обязанность по уплате налога на игорный бизнес. Материалами дела подтверждается, что этот вопрос не вызывал у предпринимателя затруднений, поскольку, зарегистрировав первые игровые автоматы, Хатунцева Л.В. с марта 2004 года исчисляла и уплачивала налог на игорный бизнес по действовавшей в тот момент ставке.

Данное же дело касается спора о размере ставки налога на игорный бизнес, подлежащей применению при исчислении налога за январь 2006 года.

Суды обеих инстанций при рассмотрении данного дела признали доказанным налоговым органом факт неправомерного применения предпринимателем при исчислении налога на игорный бизнес за январь 2006 года ставки налога в размере 2500 рублей. Этот вывод суда подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Пункт 1 статьи 122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

В рассматриваемом случае к неполной уплате налога привело неправомерное применение Хатунцевой Л.В. не действующей в январе 2006 года ставки налога.

Поэтому вывод суда о законности привлечения Хатунцевой Л.В. к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является правильным.

При таких обстоятельствах правовые основания для отмены принятых по данному делу судебных актов и удовлетворения жалобы предпринимателя отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2007 по делу N А42-4678/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хатунцевой Лины Владимировны - без удовлетворения.


Председательствующий

ПАСТУХОВА М.В.
Судьи

БОГЛАЧЕВА Е.В.

ЛОМАКИН С.А.


Похожие по содержанию материалы:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 18.09.2005 ПО ДЕЛУ N А40-30289/05-111-333 ..
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ БЛАНКА ЗАЯВЛЕНИЯ О ВЫДАЧЕ РАБОТОДАТЕЛЮ ИЛИ ЗАКАЗЧИКУ РАБОТ (УСЛУГ) РАЗРЕШЕНИЯ ..
ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 23.07.2007 N 03-04-06-01/258 ..
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НДФЛ С ДОХОДОВ СОТРУДНИКОВ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ..
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 28.03.2007, 30.03.2007 ПО ДЕЛУ N А40-4055/07-20-24 ..
О ПРИМЕНЕНИИ ЕНВД В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ГОТОВУЮ КУЛИНАРНУЮ ПРОДУКЦИЮ (Г ..
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 28.06.2006, 05.07.2006 ПО ДЕЛУ N А40-12584/06-116-108 ..
СООБЩЕНЫ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНДЕКСЫ ИЗМЕНЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СМР ПО СТАТЬЯМ ЗАТРАТ НА III КВАРТАЛ 2007 ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2007, 07.08.2007 N 09АП-10148/2007-АК ПО Д ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2007, 17.09.2007 N 09АП-11608/2007-АК ПО Д ..
ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 23.07.2007 N 03-03-06/1/515 ..
ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 20.07.2007 N 03-07-07/24 ..
ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 20.07.2007 N 03-03-06/1/507 ..


Похожие документы из сходных разделов


ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.10.2007 N 17АП-6661/07-АК ПО ДЕЛУ N А60-10567/07-С6

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2007 г. N 17АП-6661/07-АК


Дело N А60-10567/07-С6
(извлечение)
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

при участии:

от заявителя: П., доверенность N 33 от 28.06.2007 паспорт 6507 096621,

от ответчика: В., доверенность N 20-юр от 29.06.2007, уд ..
читать далее
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 15.05.2006, 19.05.2006 ПО ДЕЛУ N А40-12345/06-143-80

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
15 мая 2006 г. Дело N А40-12345/06-143-80
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2006 г.

Полный текст решения изготовлен 19 мая 2006 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи В., при ведении протокола судебного заседания судьей В., рассмотрев в судебном заседании ..
читать далее


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 15.06.2007, 07.06.2007 N Ф03-А51/07-2/180 ПО ДЕЛУ N А51-4743/06-25-200

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции
от 15 июня 2007 года Дело N Ф03-А51/07-2/180
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Д ..
читать далее