Главная страница --> Аудит

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВ .. | РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. .. | ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 АРБИТРАЖНОГО .. | ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13 АРБИТРАЖНОГ .. | ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 АРБИТРАЖНОГО .. |


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.06.2007 ПО ДЕЛУ N А06-7528/2006-23К

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 июня 2007 года Дело N А06-7528/2006-23К
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Астраханского областного рыболовецкого союза потребительских обществ, г. Астрахань, Потребительского общества "Восток", г. Астрахань, Потребительского общества "Юбилейный", г. Астрахань, Волжского потребительского общества, г. Астрахань,

на решение от 23.03.2007 по делу N А06-7528/2006-23К Арбитражного суда Астраханской области

по заявлению Астраханского областного рыболовецкого союза потребительских обществ, г. Астрахань, Потребительского общества "Юбилейный", г. Астрахань, Волжского потребительского общества, г. Астрахань, Потребительского общества "Восток", г. Астрахань, к Правительству Астраханской области, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области, г. Астрахань, при участии в качестве третьих лиц: Филиала ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по Южному федеральному округу, г. Таганрог, Министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области о признании недействующим Постановления Правительства Астраханской области от 30.06.2005 N 214-П,
УСТАНОВИЛ:
Астраханский областной рыболовецкий союз потребительских обществ, Потребительское общество "Юбилейный", Волжское потребительское общество, Потребительское общество "Восток", г. Астрахань (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Правительству Астраханской области, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области (далее - Управление) о признании недействующим Постановления Правительства Астраханской области от 30.06.2005 N 214-П.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.02.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Астраханский областной рыболовецкий союз потребительских обществ, Потребительское общество "Юбилейный", Волжское потребительское общество, Потребительское общество "Восток", не согласившись с принятым судебным актом, обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, оснований для его отмены не находит.

Как усматривается из материалов дела, Постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2005 N 214-П утверждены результаты кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области. Постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2006 N 87-П в Постановление N 214-П внесены изменения, в соответствии с которыми удельные показатели кадастровой стоимости земли по видам функционального использования в городах и с. Красный Яр Астраханской области в результатах государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области изложены в редакции согласно приложению к Постановлению N 87-П.

Оспариваемый акт является нормативным, так как издан в установленном порядке правомочным органом государственной власти, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение. Поэтому, как правомерно указал суд первой инстанции, дело об оспаривании нормативного правового акта Правительства Астраханской области с учетом правого статуса участников отношений и характера спора подведомственно арбитражному суду.

Постановлением Губернатора Астраханской области 17.02.2004 N 54 утвержден порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых и иных правовых актов Губернатора и Правительства Астраханской области, исполнительных органов государственной власти области. Согласно п. 2.4 Порядка официальным опубликованием правовых актов признается публикация их полного текста в периодическом печатном издании - газете "Астраханские известия". Правовые акты публикуются также в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области.

Постановление N 214-П с приложением результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области опубликовано в газете "Астраханские известия" N 28 (755) от 14.07.2005.

Постановлением от 05.07.2006 N 296 в Порядок официального опубликования правовых актов внесены изменения, п. 2.4 изложен в новой редакции, согласно которой официальным опубликованием правовых актов признается публикация полного текста в периодическом печатном издании - Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области.

Постановление Правительства Астраханской области N 87-П от 06.04.2006, которым внесены изменения в Постановление N 214-П и которое обжалуют заявители, опубликовано в полном объеме в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области N 14 от 13.04.2006 (л. д. 13 - 56, т. 1). Поэтому суд правомерно признал доводы заявителей относительно ненадлежащего опубликования оспариваемого нормативного правового акта несостоятельными.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. При государственной кадастровой оценке земель принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядках. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Как установлено судом первой инстанции, работы по проведению государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области выполнялись филиалом федерального государственного унитарного предприятия "ФКЦ "Земля" по Южному федеральному округу на основании договора N 2 от 03.12.2003, заключенному Администрацией Астраханской области с ФГУП "ФКЦ "Земля" (л. д. 170, т. 2). Результаты государственной кадастровой оценки в установленном порядке были подвергнуты экспертизе и согласованы Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), что подтверждается письмом Роснедвижимости от 21.02.2006 N АО/0077, в котором указано, что работы по государственной кадастровой оценке земель поселений на территории Астраханской области выполнены в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (л. д. 108, т. 2).

Как установлено судом первой инстанции, материалы актуализации государственной кадастровой оценки за исключением г. Ахтубинска были согласованы на заседании комиссии по рассмотрению хода выполнения и результатов работ по государственной кадастровой оценке земель Астраханской области при участии представителей Правительства Астраханской области и представителей территориальных органов Федеральных служб, что подтверждается протоколом от 31.05.2005 (л. д. 109 - 113, т. 2).

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области утверждены Постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2005 N 214-П.

Постановлением от 06.04.2006 N 87-П в Постановление N 214-П внесены изменения, утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии со ст. 65 и п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения дарственной кадастровой оценки земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Земельный кодекс Российской Федерации различает два вида стоимости земельного участка - кадастровую и рыночную.

Согласно п. п. 1, 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель при государственной кадастровой оценке земель определяется кадастровая стоимость земельных участков различного целевого назначения для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Согласно Стандартам оценки обязательным к применению субъектами оценочной деятельности существует рыночная стоимость объекта оценки как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден, и перечисленные в п. 4 Стандартов девять видов стоимостей отличных от рыночной. В том числе в п/п. "е" п. 4 Стандартов указывается стоимость объекта для целей налогообложения: стоимость объекта оценки для целей налогообложения - это стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов.

В соответствии с положениями ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения земельного участка определяется кадастровая стоимость земельного участка.

Федеральный закон "Об оценочной деятельности" содержит только определение понятия рыночной стоимости (ст. 3). Статьей 7 этого Закона установлено, что рыночная стоимость объекта оценки устанавливается только в том случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки.

В данном случае нормативные правовые акты (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации) устанавливают, что для целей налогообложения определяется именно кадастровая стоимость.

Как правомерно указано судом, перечисленные нормативные правовые акты не устанавливают тождества кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости и не содержат указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью.

Согласно указанным нормативным актам рыночная стоимость - наиболее вероятная цена продажи объекта (оценка, которая зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения), изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения).

Кадастровая стоимость - экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования.

Правомерно не принято судом первой инстанции утверждение заявителя о нормативном установлении равенства кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, поскольку данное утверждение не соответствует действительности и является результатом произвольного изложения заявителем норм Земельного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, что искажает волю законодателя. Ни в одном из перечисленных заявителем нормативных правовых актов не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимостей.

Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость.

Также в Земельном кодексе Российской Федерации не указано, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости.

Для определения рыночной стоимости и кадастровой стоимости земельного участка утверждены различные методики, перечисленные и исследованные судом первой инстанции. Применению конкретных методик судом дана оценка.

В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков, каковой является кадастровая стоимость, вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Законодательством не предусмотрена возможность утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчетов о рыночной оценке земель и возможность внесения таких сведений в Государственный земельный кадастр.

Вывод заявителей о необъективности и экономической необоснованности государственной кадастровой оценки земельных участков и некорректности факторного анализа при ее производстве основан на неравенстве рыночной и кадастровой стоимости.

Как обоснованно указано судом первой инстанции, нормативными правовыми актами презумпция такого равенства не установлена. Таким образом, несоответствие показателей кадастровой стоимости рыночным ценам, не является доказательством несоответствия оспариваемого Постановления федеральным нормативным документам.

Судом первой инстанции исследован порядок и основания проведения государственной кадастровой оценки земель и данному обстоятельству дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в отношении объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованием, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами.

Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с представленными документами заявители являются пользователями, но не собственниками указанных земельных участков. В заявлении отсутствуют сведения о предоставлении собственником полномочий на заключение заявителями договоров на проведение оценки земельных участков, то есть договоры на проведение оценки заключены неуполномоченным лицом. Договоры с оценщиком на проведение оценки заключены с нарушением ст. 10 ФЗ "Об оценочной деятельности".

В соответствии со ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются сведения о фактах, полученные в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. Сведения о рыночной стоимости земельных участков получены с нарушением федеральных законов и не соответствуют требованиям допустимости доказательства (ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом правомерно не принят довод заявителей о нарушении их прав оспариваемым Постановлением, где нарушение прав заявители усматривают в том, что повышение кадастровой стоимости по сравнению с ее нормативной стоимостью, применявшейся в предшествующие годы, незаконно возлагает на заявителя уплату завышенного налога на землю. Незаконным возложением обязанностей является возложение обязанностей, не предусмотренных законом. Обязанность платить земельный налог установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, то есть это обязанность, предусмотренная законом. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, что размер налогов должен только уменьшаться и что увеличение налога противоречит закону.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно части 2 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Из представленных заявителями документов следует, что земельные участки, используемые ими, переданы им в пользование на основании договоров аренды (т. 1, л. д. 57 - 58; т. 2, л. д. 1 - 2, 32 - 33; т. 3, л. д. 50 - 67; т. 4, л. д. 50 - 53, 112 - 116, 147 - 148; т. 5, л. д. 51 - 105; т. 6, л. д. 20).

Потребительским обществом "Юбилейный" представлены Постановления мэра г. Астрахани от 05.07.2006 N 1170, от 22.09.2006 N 1861, согласно которым разрешено передать ПО "Юбилейный" за плату земельные участки, находящиеся по ул. Свердлова/Красная Набережная и ул. Свердлова/Победы. Но право собственности на земельные участки в установленном порядке не зарегистрировано, доказательств выкупа земельных участков не представлено, чему судом дана надлежащая оценка.

Судом правомерно указано, что кадастровая стоимость земли не является налогом и сама по себе не возлагает на налогоплательщика обязанность уплачивать налог определенного размера. Земельный налог согласно п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Следовательно, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, фактическая налоговая нагрузка на налогоплательщика устанавливается в результате принимаемых представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о налоговых ставках. Именно при их установлении и должна учитываться экономическая обоснованность налога и фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Экономическая обоснованность взимаемого налога состоит не в искусственном занижении стоимости налогооблагаемого имущества в соответствии с пожеланиями налогоплательщика, а в экономически обоснованных налоговых ставках.

Судом первой инстанции правомерно отклонено ходатайство заявителя о назначении по делу экспертизы, поскольку в заявленных требованиях оспаривается законность Постановления Правительства Астраханской области по мотиву несоответствия кадастровой стоимости земельных участков заявителей рыночной стоимости тех же участков. Исходя из заявленных требований суд первой инстанции правомерно исследовал вопрос о том, является ли неравенство размера кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости основанием для вывода о несоответствии оспариваемого нормативного акта субъекта федерации нормативным правовым актам, указанным заявителями.

В нормативных правовых актах не устанавливается принцип равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, то есть само по себе несоответствие рыночным ценам показателей кадастровой стоимости, утвержденных оспариваемым нормативным актом Правительства Астраханской области, не является доказательством противоречия Постановления указанным заявителями нормативным правовым актам.

Поскольку требований об оспаривании размера кадастровой стоимости заявлено не было, суд обоснованно отклонил ходатайство о назначении экспертизы, направленной на рассмотрение вопросов, не являющихся предметом спора.

Суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2007 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-7528/2006-23К оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



Похожие по содержанию материалы:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2007 ПО ДЕЛУ N А56-44366/2006 ..
НДФЛ: ГРАЖДАНЕ БЕЛОРУССИИ ПРИЗНАНЫ РЕЗИДЕНТАМИ РФ ..
НДС - САМЫЙ ''КОРРУПЦИОННЫЙ'' НАЛОГ ..
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.04.2007, 09.04.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К1-26049/06 ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.09.2007 N Ф08-5433/2007-2064А ПО ДЕЛУ N А32-1456/2 ..
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 10.10.2006, 16.11.2006 ПО ДЕЛУ N А40-47503/06-139-185 ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2007, 25.06.2007 N 09АП-377/2007-АК ПО ДЕЛ ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2007 ПО ДЕЛУ N А56-7132/2007 ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2007 N 09АП-8417/07-АК ПО ДЕЛУ N А40-4332/ ..
ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 25.07.2007 N 03-03-06/1/526 ..
УПЛАТА ГОСПОШЛИНЫ ЗА ВЫДАЧУ ТАЛОНА О ПРОХОЖДЕНИИ ГОСТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В СЛ ..
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НДФЛ ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2007 N Ф09-6017/07-С3 ПО ДЕЛУ N А60-36138/06 ..


Похожие документы из сходных разделов


РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 20.01.2005, 21.01.2005 ПО ДЕЛУ N А40-60970/04-14-534

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 января 2005 г. Дело N А40-60970/04-14-534
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 20.01.2005.

Полный текст решения изготовлен 21.01.2005.

Арбитражный суд в составе: судьи К., единолично, при ведении протокола судьей К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОА ..
читать далее


ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

В трудовой договор могут вноситься изменения. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением установленных Трудовым кодексом (ТК) случаев.

Согласно статье 72 ТК документ, которым стороны оформляют изменение определенных сторонами условий трудового договора, имен ..
читать далее


ФНС: ЖАЛОБ СТАЛО МЕНЬШЕ, А НЕСОГЛАСНЫХ БОЛЬШЕ

ФНС опубликовал данные, согласно которым налогоплательщики стали реже обращаться со своими вопросами и жалобами, однако заметно увеличилось число несогласных с решениями инспекторов. Так в сентябре в центральном аппарате службы получили 522 обращения от граждан (в августе пришло 618 обращений). Причем в 90 письмах, то есть в 17 процентах случаев, высказывалось несогласие с решением налоговых ор .. читать далее