МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/663
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу возврата налоговым агентом ранее удержанного налога с суммы дохода в виде начисленных дивидендов и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходах бюджетов учитываются доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Информационным письмом от 22.12.2005 N 98 установил, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 246 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), согласно которой налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Город Москва относится к субъектам Российской Федерации.
Исходя из этого, дивиденды по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и являющимся имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации, не являются доходами, подлежащими налогообложению налогом на прибыль организаций.
Учитывая изложенное, российские организации при выплате дивидендов по акциям, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, не выступают в роли налоговых агентов по удержанию и уплате налога на прибыль с доходов в виде дивидендов. Дивиденды, выплачиваемые по указанным акциям, не учитываются при определении общей суммы налога, исчисленной в соответствии с п. 2 ст. 275 Кодекса при условии, что сумма дивидендов перечислена непосредственно в бюджет субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном Кодексом.
Пунктом 6 ст. 78 Кодекса установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Правила, предусмотренные ст. 78 Кодекса, распространяются на налоговых агентов.
Вместе с заявлением подается уточненная декларация, содержащая расчет суммы налога, подлежащей возврату.
Одновременно отмечаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О норма ст. 78 Кодекса о сроке подачи заявления не препятствует в случае пропуска указанного срока обращению в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права ( п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА