МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2007 г. N 03-03-05/233
Минфин России рассмотрел письмо по вопросу исключения из чистой прибыли сумм субсидий, полученных организациями агропромышленного комплекса из бюджета, при распределении прибыли и начислении дивидендов, и сообщает следующее.
Согласно Положению о предоставлении в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 832, средства федерального бюджета, предусмотренные на поддержку племенного животноводства, овцеводства, элитного семеноводства, завоза семян в северные и высокогорные районы страны, производства льна и конопли, закладки и ухода за многолетними насаждениями, на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий.
Учитывая, что в перечень условий предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации указанных субсидий, предусмотренных вышеназванным Положением, не включены какие-либо конкретные формы государственной поддержки открытых акционерных обществ отраслей агропромышленного комплекса за счет средств соответствующего бюджета (включая субсидии из федерального бюджета), применяемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по нашему мнению, такие формы устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в случае предоставления органами государственной власти субъекта Российской Федерации субсидий открытым акционерным обществам отраслей агропромышленного комплекса указанные средства будут являться субсидиями из бюджета субъекта Российской Федерации.
При отражении в бухгалтерском учете государственной помощи организации должны руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету ''Учет государственной помощи'' ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
В соответствии с указанным Положением по бухгалтерскому учету, разработанным на основе международных стандартов финансовой отчетности, государственная поддержка признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:
суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов - на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам;
суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов. Предусмотренный порядок одновременного признания расходов и доходов отчетного периода в одинаковых величинах не приводит к образованию финансового результата.
По вопросу налогообложения доходов в виде дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, сообщаем, что согласно Письму Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03- 6/пз суммы субсидий, полученные из бюджетов субъектов Российской Федерации акционерными обществами - сельхозорганизациями, осуществляющими деятельность в АПК, входят в состав чистых активов организаций при начислении дивидендов.
В то же время Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Информационным письмом от 22.12.2005 N 98 установил, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 246 Кодекса, согласно которой налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет от имени публично- правового образования Российской Федерации права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.
Поэтому дивиденды по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и являющимся имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации, не являются доходами, подлежащими налогообложению налогом на прибыль организаций.
Учитывая изложенное, российские организации при выплате дивидендов по акциям, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, не выступают в роли налоговых агентов по удержанию и уплате налога на прибыль с доходов в виде дивидендов. Дивиденды, выплачиваемые по указанным акциям, не учитываются при определении общей суммы налога, исчисленной в соответствии с п. 2 ст. 275 Кодекса, при условии, что сумма дивидендов перечислена непосредственно в доход бюджета соответствующего уровня.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН