Включение в плату за технологическое присоединение расходов по новому строительству, расширению и модернизации объектов электросетевого хозяйства для создания технической возможности присоединения не предусмотрено, поскольку действующими нормативными правовыми актами установлено, что технологическое присоединение к электрическим сетям производится сетевой организацией при наличии технической возможности технологического присоединения.
К данному выводу пришел Арбитражного суда Красноярского края в решении от 31.05.2007 N А33-2203/2007, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (г. Красноярск) к Региональной энергетической комиссии Красноярского края (г. Красноярск) с участием третьего лица открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" (г. Красноярск)
В качечстве обоснования данного решения приведены следующие доводы.
Статьей 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (действовавшего на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (действующего на момент рассмотрения дела) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" к полномочиям антимонопольного органа в том числе относится полномочие по обращению в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию.
Полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно Закону Красноярского края от 18.09.2001 N 16-1469 "О региональной энергетической комиссии Красноярского края", Положению о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденному Постановлением администрации Красноярского края от 24.05.2002 N 165-п, РЭК Красноярского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим государственное регулирование тарифов в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации".
С 28.02.2006 установление платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям было определено в качестве функции РЭК Красноярского края (изменения в Положение о Региональной энергетической комиссии Красноярского края внесены Постановлением Совета администрации Красноярского края от 14.02.2006 N 31-п).
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено, что технологическое присоединение к электрическим сетям производится сетевой организацией при наличии технической возможности технологического присоединения. Пунктом 12 указанных Правил установлен исчерпывающий перечень мероприятий по технологическому присоединению:
а) разработка схемы электроснабжения;
б) технический осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств уполномоченным органом государственной власти при участии представителей сетевой организации;
в) подготовка и выдача технических условий;
г) выполнение технических условий (со стороны лица, энергопринимающее устройство которого присоединяется, и со стороны сетевой организации), включая осуществление сетевой организацией мероприятий по оснащению энергопринимающих устройств устройствами релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети;
е) проверка выполнения технических условий и составление акта о технологическом присоединении.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют их регулирование в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109, установлено, что размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, пунктом 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109, статьей 5 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" ФСТ России наделено полномочиями принимать нормативные правовые акты - методические указания (методики) по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования, в том числе размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В рамках наделенных полномочий ФСТ России Приказом от 15.02.2005 N 22-Э/5 были утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - Методические указания). Согласно п. 2 Методических указаний они определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям организаций, имеющим на правах собственности или иных законных основаниях объекты электросетевого хозяйства, и предназначены для использования Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение должен компенсировать расходы на проведение работ по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям. Пунктом 9 Методических указаний установлено, что при наличии технической возможности для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих работ: подготовка и выдача технических условий в соответствии с заявкой лиц, заинтересованных в технологическом присоединении и подавших заявку на выдачу технических условий на технологическое присоединение (далее - заявитель); проверка выполнения технических условий заявителя и составление акта о технологическом присоединении; выполнение технических условий со стороны сетевой организации; фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети. Таким образом, включение в плату за технологическое присоединение расходов по новому строительству, расширению и модернизации объектов электросетевого хозяйства для создания технической возможности присоединения Методическими указаниями не предусмотрено.
Пунктом 71 Основ ценообразования установлено, что при наличии технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям в размер платы за присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям.
В подтверждение изложенного письмом от 27.04.2006 N СН-2014/14 "О плате за технологическое присоединение к электрическим сетям" руководитель Федеральной службы по тарифам информировал, что при расчете платы за технологическое присоединение, производимом согласно Методическим указаниям, разработанным в соответствии с Правилами, инвестиционная составляющая не учитывается.