ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК УЧАСТНИКАМ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, НЕ ПОДЛЕЖИТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ЕСН И НДФЛ.Суммы оплаты дополнительных отпусков, начисляемые и выплачиваемые организацией своим работникам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (при их возмещении за средств федерального бюджета), не облагаются ЕСН и НДФЛ.
Об этом Письмо УФНС РФ по РК от 17.08.2007 N 19-37/11010.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Согласно п. 3 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Статьей 164 Трудового кодекса РФ установлены понятия гарантий и компенсаций. Так, гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсациями признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) установлено право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью. В частности, п. 5 ст. 14 Закона вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.
Финансирование таких расходов, связанных с предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств федерального бюджета и является строго целевым. Исходя из положений вышеизложенных норм, оплата дополнительного отпуска гражданам, которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, выступает формой возмещения вреда, причиненного их здоровью, и освобождается от обложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, а также налогом на доходы физических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и...", в целях реализации вышеуказанного Закона разработаны Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которым оплата дополнительно оплачиваемого отпуска осуществляется на основании установленного пакета документов, в том числе справки о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации), подаваемых заявителем по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, определены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Учитывая, что к обязанностям налоговых органов относится в том числе и информирование налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов и т.п., вопрос, изложенный в письме и касающийся выдачи Справок о размере среднего заработка работника, не относится к компетенции налоговых органов.
|