МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2007 г. N 03-01-03/4-41
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Обязанность каждого налогоплательщика по уплате законно установленных налогов и сборов определена ст. 57 Конституции Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам с действующих предприятий и организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, недоимка по федеральным налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Согласно п. 2 указанной статьи данная норма применяется также при списании безнадежной задолженности по пени и штрафам.
В целях реализации ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 12.02.2001 N 100 ''О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам'' (с учетом дополнений, внесенных в него во исполнение ст. 20 Федерального закона ''О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах''), согласно которому решения о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по пени и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, принимаются в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций.
Одновременно обращаем внимание на то, что с целью преодоления кризиса неплатежей и нормализации финансового состояния предприятий и организаций Правительством Российской Федерации в 1999 г. было принято решение о проведении реструктуризации, имеющейся у предприятий и организаций задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам перед федеральным бюджетом ( Постановление от 03.09.1999 N 1002) и в 2001 г. было принято решение ( Постановление от 01.10.2001 N 699) о проведении реструктуризации, имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность.
Многие организации, имевшие потенциал для выхода на рентабельный уровень работы, воспользовались предоставленным правом на реструктуризацию задолженности и в настоящее время погасили или значительно сократили свою задолженность перед бюджетом и государственными социальными внебюджетными фондами.
В настоящее время вопрос урегулирования задолженности может быть решен посредством применения инструментов, предусмотренных гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной главой Налогового кодекса Российской Федерации при наличии предусмотренных в указанной главе оснований ( п. 2 ст. 64 НК РФ) может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН