ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС ОДНИХ ДОКУМЕНТОВ МАЛОПредставление пакета документов, соответствующего требованиям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения НДС, а является лишь условием, подтверждающим факт реального экспорта и уплату налога.
Таким образом, цепочка хозяйственных операций, совершенных с участием общества, свидетельствует о направленности этих операций не на получение прибыли и достижение реального хозяйственного результата, а на получение возмещения НДС из бюджета. Судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя о неправомерности начисления пени в виду отсутствия вины в действиях общества и наличия вины в действиях налоговой инспекции, которая первоначально признавала по итогам камеральной проверки право общества на возмещение НДС ставке 0 процентов, но в дальнейшем провела выездную проверку и приняла решение о привлечении к налоговой ответственности. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил, что кассационная жалоба общества не подлежит удовлетворению, выводы суда, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Принятие налоговой инспекцией решений о возмещении НДС по камеральным проверкам не исключает возможности впоследствии по итогам выездной налоговой проверки начислить суммы налога, если налоговым органом установлены обстоятельства, свидетельствующие о необоснованном возмещении налога из бюджета. Судом апелляционной инстанции установлено, что в данном случае имели место обстоятельства, свидетельствующие о необоснованном возмещении обществу НДС. Представление налогоплательщиками налоговому органу документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, является необходимым условием для подтверждения обоснованности применения ими налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспортных операциях. По смыслу указанной статьи эти документы должны быть достоверными, составлять единый комплект, относящийся к определенной экспортной операции, и не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях. Наличие у налогоплательщика документов, указанных в статье 165 Кодекса (без проверки налоговой инспекцией их достоверности, комплектности, непротиворечивости), не может являться достаточным для подтверждения права на применение ставки 0 процентов по экспортной операции и возмещения налога на добавленную стоимость. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.07.2001 N 138-О указал, что по смыслу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. В то же время недобросовестный налогоплательщик не должен пользоваться тем же режимом правовой защиты, что и добросовестный. Давая конституционное истолкование пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из конституционного требования добровольно исполнять обязанность платить законно установленные налоги и сборы, пришел к выводу, что под фактически уплаченными следует подразумевать реально понесенные налогоплательщиком затраты. Использование недобросовестных налоговых схем приводит к тому, что подобных затрат налогоплательщик не несет. Заключаемые налогоплательщиком сделки не должны носить фиктивный характер, у них должна быть вполне конкретная разумная хозяйственная цель. При рассмотрения дела суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что представление пакета документов, соответствующего требованиям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения НДС, а является лишь условием, подтверждающим факт реального экспорта и уплату налога, в связи с чем при решении вопроса о применении налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов, проверки предприятий-поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить НДС в бюджет в денежной форме. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 ''Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды'' указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Признание налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщика, связанных с ее получением. |