МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2007 г. N 03-04-06-01/165
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Как указывается в рассматриваемом письме, для новых сотрудников, переезжающих на работу из других регионов России и иностранных государств, организация планирует возмещение расходов по аренде жилого помещения, расходов по проезду к постоянному месту жительства в период отпуска, а также возмещение стоимости обучения в школе для детей иностранных сотрудников.
Организация также планирует привлекать на работу в региональные обособленные подразделения своих сотрудников из других регионов с возмещением затрат, связанных с переездом работников на новое место работы, и расходов по аренде жилья.
1. Налог на доходы физических лиц.
Оплата (полностью или частично) за физическое лицо организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха обучения в его интересах в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса относится к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
Таким образом, суммы оплаты организацией аренды квартиры, в которой проживает работник, расходов по проезду к постоянному месту жительства в период отпуска, суммы возмещения стоимости обучения в школе для детей сотрудников подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Согласно п. 3 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность).
Статьей 169 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:
расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);
расходы по обустройству на новом месте жительства.
Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
Таким образом, суммы возмещения организацией стоимости проезда работника и членов его семьи к месту работы, производимого в связи с переездом на работу в другую местность, не облагаются налогом на доходы физических лиц в размерах, установленных соглашением сторон трудового договора.
Суммы возмещения организацией расходов по найму жилья работников, переехавших на работу в другую местность, не подпадают под действие п. 3 ст. 217 Кодекса, поскольку данной нормой Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения сумм возмещения расходов работника только по переезду. Соответственно, суммы возмещения организацией расходов работника по найму жилья подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
2. Единый социальный налог.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
При этом п. 3 ст. 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Подпункт 2 п. 1 ст. 238 Кодекса содержит норму, аналогичную норме вышеупомянутой ст. 217 Кодекса, предусматривающую освобождение от налогообложения единым социальным налогом всех видов компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность).
Таким образом, компенсационные выплаты, возмещаемые работнику и членам его семьи в связи с переездом на работу в другую местность, не облагаются единым социальным налогом в размерах, установленных дополнительным соглашением к трудовому договору.
Поскольку пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения единым социальным налогом только сумм возмещения расходов работника по переезду, суммы расходов организации по найму жилого помещения подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса.
Что касается вопроса налогообложения единым социальным налогом оплаты переезда работника в период отпуска к месту постоянного жительства, оформления визы работнику и т.п., то следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника.
Учитывая изложенное, вышеперечисленные выплаты, предназначенные работнику, подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса.
В то же время оплата переезда членов семьи работника в период отпуска к месту постоянного жительства, оформления визы членам семьи работника, услуг образовательных учреждений для детей работников не является объектом обложения единым социальным налогом на основании п. 1 ст. 236 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН