«ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩЕЙ УСН, А ТАКЖЕ ОТНЕСЕНИЯ НА РАСХОДЫ КОМПЕНСАЦИИ СОТРУДНИКАМ, ПОСТУПАЮЩИМ НА РАБОТУ В ОРГАНИЗАЦИЮ, ЗАТРАТ НА ПЕРВИЧНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР». ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 04.06.2007 N 03-11-04/2/157МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июня 2007 г. N 03-11-04/2/157
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, а также отнесения на расходы компенсации сотрудникам, поступающим на работу в организацию, затрат на первичный медицинский осмотр, и сообщает следующее.
1. Пунктом 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ ''Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации'' объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Статья 255 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что женщинам на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Федеральным законом от 19.12.2006 N 234-ФЗ ''О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год'' установлено, что на период 2007 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам не может превышать за полный календарный месяц 16 125 руб.
Доплата до фактического заработка, превышающая размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, производится организацией на основании трудового договора с работником за счет собственных средств и не рассматривается как государственное пособие.
Таким образом, к суммам вышеназванной доплаты не применяются положения ст. 238 Кодекса и, соответственно, такие доплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.
Что касается вопроса учета при налогообложении организацией сумм доплаты до фактического заработка гражданам при оплате им отпуска по беременности и родам, то сообщаем.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ''Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию'' финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ ''Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан'' (далее - Закон N 190-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 190-ФЗ пособие по обязательному социальному страхованию таким категориям застрахованных выплачивается за счет следующих источников:
средств Фонда социального страхования Российской Федерации - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрены пп. 6 п. 1 ст. 346.16 Кодекса и согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 346.16 Кодекса определено, что расходы, указанные в пп. 6 п. 1 указанной статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 Кодекса.
В соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
Хотя пособия по беременности и родам не являются пособиями по временной утрате трудоспособности, но, учитывая, что данные пособия выплачиваются из Фонда социального страхования Российской Федерации и основанием их выплаты являются больничные листки, по нашему мнению, к доплате до фактического заработка при оплате отпуска по беременности и родам применяется положение, содержащееся в п. 15 ст. 255 Кодекса.
Учитывая изложенное, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе расходы на доплату сотрудникам до фактического заработка при выплате пособия по беременности и родам учесть в составе расходов.
2. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов. Согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса материальные расходы учитываются согласно перечню, приведенному в ст. 254 Кодекса.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса в состав материальных расходов включаются услуги сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств.
В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан за счет собственных средств обеспечить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские обследования сотрудников.
Пунктами 2.1 и 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил ''Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03'', введенных в действие Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 129, организация медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций отнесена к производственному контролю.
Перечень работ, при выполнении которых требуется обязательное медицинское обследование работников организаций, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83.
Поскольку из информации, изложенной в письме, не усматривается, какой вид деятельности осуществляет организация, то в случае, если выполняемые организацией работы включены в вышеназванный Перечень , она вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходы по осуществлению медицинского освидетельствования работников.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН
|