МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 апреля 2007 г. N 03-05-07-03/13
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу освобождения военнослужащих, проходящих службу по контракту, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по искам о взыскании денежного довольствия, и сообщает.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.36 от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 9 разъяснено, что согласно ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ ''О статусе военнослужащих'' право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. При разрешении дел по искам или жалобам судам необходимо иметь в виду, что правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих. Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе.
В соответствии с п. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ ''О государственной гражданской службе Российской Федерации'' денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Также согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона ''О статусе военнослужащих'' денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Следовательно, учитывая вышеперечисленные положения Федеральных законов, месячное денежное содержание военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием. Что касается месячных и иных дополнительных выплат, предусмотренных ст. 13 Федерального закона ''О статусе военнослужащих'', в том числе связанных с выплатой военнослужащим, направляемым в командировку, командировочных расходов, то они к месячному денежному содержанию военнослужащих не относятся.
Однако в соответствии со ст. ст. 21 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Учитывая вышеперечисленные положения Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов и нормы пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Кодекса, касающиеся освобождения от уплаты государственной пошлины истцов по иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, в случае обращения военнослужащих в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с работодателя невыплаченных командировочных расходов, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, они должны быть освобождены от уплаты государственной пошлины.
Что касается обращений военнослужащих в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с работодателя невыплаченных командировочных по другим основаниям, то в этих случаях они являются плательщиками государственной пошлины на общих основаниях.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН