Главная страница --> АудитВыясните, сможете ли вы стат .. | ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 АРБИТРАЖНОГО .. | Этимология PR Кампании .. | 4 способа усваивания информа .. | ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУД .. |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА НАНОСИТ ВАМ ВИЗИТВ соответствии со статьей 353 Трудового кодекса (ТК) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда (ФИТ), а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности.
Однако не каждый работодатель уделяет особое внимание оформлению трудовой документации, поскольку визиты в организацию такие службы, как ФИТ наносят нечасто. Между тем, если же ФИТ все же решит навестить вашу фирму, а трудовая документация не будет оформлена должным образом, то работодатель может понести ответственность.
Полномочия ФИТ Согласно статье 354 ТК ФИТ – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Деятельность ФИТ осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (статья 355 ТК).
Основными задачами ФИТ являются: - обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует, в частности, следующие полномочия (статья 356 ТК):- осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства;
- анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
- ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
- осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (статья 359 ТК).
Порядок проведения проверок В соответствии со статьей 360 ТК порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными РФ конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, федеральными законами, а также решениями Правительства РФ:- Конвенция Международной организации труда №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.), ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. №58-ФЗ (Конвенция);
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (Закон №134-ФЗ).
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц (п. 3 статьи 7 Закона). Проверки бывают плановыми и внеплановыми.
В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю (п. 4 статьи 7 Закона). В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие может быть проведено не более чем один раз в два года, в отношении субъекта малого предпринимательства – не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований (п. 5 статьи 7 Закона).
В соответствии со статьей 357 ТК ФИТ при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства имеют право:- запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в установленном порядке с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;
- предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны (статья 11 Закона):- посещать объекты (территории и помещения) работодателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения;
- не препятствовать представителям работодателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять должностным лицам организации относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
- при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По результатам мероприятия по контролю должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах, где указываются сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений (п. 1 статьи 9 Закона).
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю.
Согласно п. 3 статьи 9 Закона в случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения составляется протокол в установленной форме и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю (п. 5 статьи 9 Закона), где производятся записи о проведенных мероприятиях по контролю.
|
|
|