ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.10.2007 ПО ДЕЛУ N А05-674/2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 октября 2007 года Дело N А05-674/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Дмитриева В.В., рассмотрев 04.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2007 (судья Максимова С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 (судьи Маганова Т.В., Богатырева В.А., Осокина Н.Н.) по делу N А05-674/2007, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество "Северное морское пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция по городу Архангельску) от 06.12.2006 N 14-23-2345 в части доначисления 1033238 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь 2006 года и предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007, требования заявителя удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Инспекция по городу Архангельску, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 и отказать Обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, в случае непредставления таможенной декларации моментом определения налоговой базы будет являться в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) наиболее ранняя из дат в соответствии с принятой налогоплательщиком учетной политикой. Податель жалобы считает, что Общество неправомерно не исчислило НДС по ставке 18 процентов со стоимости указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ работ (услуг), выполненных (оказанных) в июне 2006 года, так как на момент подачи декларации - в июле 2006 года - не имело документов, перечисленных в пункте 4 статьи 165 НК РФ. Налоговый орган считает, что установленное пунктом 9 статьи 167 НК РФ правило о 180-дневном сроке представления документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 процентов, не распространяется на налогоплательщиков, для которых не предусмотрено направление в налоговые органы грузовых таможенных деклараций. Общество, не имея на дату подачи декларации за июнь 2006 года документов, подтверждающих право на налоговую ставку 0 процентов, обязано было исчислить налог со стоимости таких операций по ставке 18 процентов в общеустановленном порядке.
Приобщен к делу отзыв Общества, в котором оно просит оставить судебные акты без изменения.
Стороны и третье лицо надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество в июне 2006 года выполняло (оказывало) предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров.
В июле 2006 года (20.06.2006) Общество направило в Инспекцию по городу Архангельску декларацию по НДС по ставке 0 процентов за июнь 2006 года. В разделе 4 этой декларации (страница 15 документа) Общество указало стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов, - 8641868 руб.
При проведении камеральной проверки декларации налоговый орган пришел к выводу о том, что, поскольку у налогоплательщика на момент подачи декларации отсутствуют документы, подтверждающие право на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении 8641868 руб. - стоимости выполненных в июне 2006 года работ (оказанных услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, эта сумма подлежит налогообложению по ставке 18 процентов.
Налоговый орган полагает, что 180-дневный срок, установленный пунктом 9 статьи 165 НК РФ, для сбора и представления в инспекцию по месту налогового учета документов, указанных в пункте 4 статьи 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками, оказывающими перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работы (услуги), не распространяется на тех налогоплательщиков, для которых не предусмотрено представление в налоговые органы грузовых таможенных деклараций.
К таким налогоплательщикам с 01.01.2006 отнесены перевозчики экспортных грузов. Для них из перечня документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, исключены грузовые таможенные декларации.
Налогоплательщики, для которых не предусмотрено представление в налоговые органы грузовых таможенных деклараций и которые на дату подачи декларации за истекший налоговый период не собрали комплект документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, определяют налоговую базу в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ. То есть, моментом определения налоговой базы для них является наиболее ранняя из следующих дат: день выполнения работ (оказания услуг) либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг).
Поскольку Общество не собрало предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ документы в отношении оказанных в июне 2006 года услуг по транспортировке экспортируемых грузов, не представило их в налоговый орган в июле 2006 года вместе с декларацией за июнь 2006 года, моментом определения налоговой базы для него признается день выполнения работ (оказания услуг) - июнь 2006 года. За этот период Общество обязано исчислить и уплатить НДС по ставке 18 процентов.
Решением Инспекции по городу Архангельску от 06.12.2006 N 14-23-2345, принятым по результатам проверки деятельности налогоплательщика с учетом представленных последним возражений, Обществу доначислено и предложено уплатить в срок, указанный в требовании, 1033238 руб. НДС за июнь 2006 года, а также внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
Общество обжаловало решение Инспекции по городу Архангельску в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя.
Кассационная инстанция считает судебные акты законными и обоснованными.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ выручка от реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке и транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых российскими организациями, и иных подобных работ (услуг) облагается НДС по ставке 0 процентов.
В подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0 процентов в отношении указанных работ (услуг) налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ при реализации услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации морским транспортом, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговые органы представляются:
- контракт или копия контракта налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение услуг по перевозке товаров;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации или ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
С 01.01.2006 для применения нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации морскими судами, не требуется представлять в налоговые органы таможенную декларацию.
Документы (их копии), перечисленные в пункте 4 статьи 165 НК РФ, согласно пункту 9 этой же статьи представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Здесь же указано, что названный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Однако из содержания и смысла этих норм не следует, что налогоплательщики, для которых не предусмотрено направление в налоговые органы грузовых таможенных деклараций и которые на дату подачи декларации за истекший налоговый период не собрали комплект документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, определяют налоговую базу в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Этот вывод подтверждается следующими положениями норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 167 НК РФ установлено, что моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Иной порядок изложен в пункте 9 статьи 167 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае, если полный комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 9 статьи 167 НК РФ.
Каких-либо исключений для налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации, положения пункта 9 статьи 167 НК РФ не содержат.
До возникновения обязанности определять налоговую базу у налогоплательщика согласно статье 166 НК РФ отсутствует обязанность исчислять налог (с этой базы).
Следовательно, до истечения 180-дневного срока у налогового органа не имелось правовых оснований определять налоговую базу в отношении оказанных Обществом в июне 2006 года услуг по транспортировке экспортируемых грузов в соответствии с правилом, установленным в подпункте 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.
Непредставление Обществом одновременно с декларацией по НДС за период, в котором выполнены (оказаны) работы (услуги), документов, перечисленных в пункте 4 статьи 165 НК РФ, не является правовым основанием для взимания с него НДС в порядке пункта 1 статьи 167 НК РФ.
Иное толкование закона привело бы к установлению неравного положения налогоплательщиков, применяющих налоговую ставку 0 процентов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ операции по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, облагаются по ставке 0 процентов.
То есть, при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик обязан указать в выставляемом покупателю услуг (экспортеру) счете-фактуре установленную статьей 164 НК РФ ставку налога на добавленную стоимость - 0 процентов.
Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе статьей 164 НК РФ, не предусмотрено право налогоплательщиков изменять установленные в нем налоговые ставки.
Как отмечено в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9252/05 и N 9263/05, от 04.04.2006 N 14227/05, 4240/05, от 19.06.2006 N 1964/06, от 20.06.2006 N 14555/05, N 14588/05, уплата экспортерами перевозчику груза налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке товаров на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Между тем, согласно оспариваемому налогоплательщиком решению, Инспекция по городу Архангельску исчислила НДС по операциям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, по ставке 18 процентов, что противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность различного применения налогоплательщиками положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Решение Инспекции по городу Архангельску повлечет предъявление перевозчиком экспортеру к оплате этой суммы налога дополнительно к цене услуг по транспортировке товара.
В данном случае Обществом на день подачи налоговой декларации представлены контракты и копии транспортных и товаросопроводительных документов. Выписки банка о фактическом поступлении выручки от покупателя заявителя на тот момент отсутствовали, поскольку расчеты за услуги по транспортировке производились не на условиях предварительной оплаты, а после фактического оказания услуг.
Более того, как установили суды, Инспекция не представила доказательств о том, что заявителем на 181-й день с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта не собран полный комплект документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным решение Инспекции по городу Архангельску от 06.12.2006 N 14-23-2345 в части доначисления 1033238 руб. НДС за июнь 2006 года и предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
С Инспекции по городу Архангельску в доход федерального бюджета России подлежит взысканию 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, поскольку с 01.01.2007 применяется общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с изменением налогового законодательства и признанием утратившим силу пункта 5 статьи 333.40 НК РФ (пункт 47 статьи 2 и пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 по делу N А05-674/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску 1000 руб. госпошлины в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции. Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В. Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
ДМИТРИЕВ В.В.
|