ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2007, 19.09.2007 N Ф03-А24/07-2/3035 ПО ДЕЛУ N А24-310/07-14ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции от 26 сентября 2007 года Дело N Ф03-А24/07-2/3035 (извлечение) Резолютивная часть постановления от 19 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы г. Петропавловска-Камчатского на решение от 09.03.2007 по делу N А24-310/07-14 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению Управления делами Администрации г. Петропавловска-Камчатского - муниципальное учреждение к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании незаконными действий ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому.
Управление делами Администрации г. Петропавловска-Камчатского - муниципальное учреждение (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - налоговый орган, инспекция), выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 275277,64 руб. и обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы и взыскать проценты в размере 15773,75 руб. за несвоевременный возврат страховых взносов.
Решением суда от 09.03.2007 заявленные требования управления удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что обязанность по возврату страхователям излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
Не согласившись с решением суда, ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить. По мнению заявителя жалобы, поскольку законодательством не урегулирован порядок возврата страховых взносов, то налоговый орган не вправе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов, и поэтому все вопросы, связанные с выплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, взыскание процентов с налогового органа неправомерно.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 23.06.2006 управление обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако инспекцией не принято решение по зачету или возврату суммы страховых взносов, что подтверждается актом сверки N 3895 от 05.12.2006, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона N 167-ФЗ, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Иных полномочий органов Пенсионного фонда Российской Федерации по возврату (зачету) страховых взносов законодательством не установлено.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которыми правомерно руководствовался суд первой инстанции.
Данные нормы регулируют порядок и сроки возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пени, которыми определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Кроме того, пунктом 13 статьи 78 НК РФ закреплено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о наличии у управления переплаты по страховым взносам в сумме 275277,64 руб., что не оспаривается налоговым органом.
При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности требований управления по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в названной выше сумме признается судом кассационной инстанции обоснованным.
Ссылка заявителя жалобы относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, несостоятельна, так как статья 2 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенного в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Таким образом, требование управления о взыскании с налогового органа процентов в сумме 15773,75 руб. за период с 24.07.2006 по 25.01.2007 правомерно признано судом первой инстанции обоснованным.
Следовательно, основания для отмены решения суда, правильно применившего нормы материального и процессуального права, и удовлетворения кассационной жалобы налогового органа у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа ПОСТАНОВИЛ: решение от 09.03.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-310/07-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
|