ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.09.2007 ПО ДЕЛУ N А05-2941/2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 сентября 2007 года Дело N А05-2941/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Клириковой Т.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Кузнецовой О.А. (доверенность от 02.11.2006), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.04.2007 (судья Панфилова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2007 (судьи Маганова Т.В., Осокина Н.Н., Потеева А.В.) по делу N А05-2941/2007, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция), выразившихся в выдаче справок N 1690 и 208, содержащих недостоверные сведения о наличии у налогоплательщика по состоянию на 22.01.2007 задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог. Одновременно заявитель просил обязать налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций без записи о наличии спорной суммы задолженности по пеням.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23.04.2007 требования Общества удовлетворены. Суд признал незаконными действия налогового органа и обязал инспекцию выдать Обществу справку о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам, не содержащую сведений о наличии у Общества задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 9197736,9 руб.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2007 решение суда от 23.04.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат", являясь экспортером промышленной продукции с высокой степенью переработки, имеет право на возмещение из федерального бюджета части суммы уплаченных процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Одним из условий возмещения - как следует из пункта 3 Правил возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 N 357, - является отсутствие у организации просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды.
Для получения возмещения организация должна представить в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации заявление и ряд документов, в том числе справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды (пункт 6 названных Правил).
Общество в январе 2007 года обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 22.01.2007 N 3-22 (л.д. 15 - 16) о предоставлении оформленной в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ справки, подтверждающей отсутствие у налогоплательщика задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней по состоянию на 22.01.2007. В заявлении Общество просило налоговый орган учесть вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.10.2004 по делу N А05-15026/04-13. Этим решением суд подтвердил отсутствие у Общества недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог, на которую инспекцией начислены пени в сумме 10248068,18 руб., включенные в требование от 27.08.2004 N 704/891.
Налоговая инспекция выдала Обществу две справки - справку от 22.01.2007 N 1690 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (л.д. 9) и справку N 208 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22.01.2007 (л.д. 10 - 13). В этих справках налоговый орган указал на наличие у Общества не исполненной обязанности по уплате пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 9197736,9 руб. Инспекция не приняла во внимание решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.10.2004 по делу N А05-15026/04-13. В письме от 25.01.2007 N 05-24/1519 (л.д. 17 - 18) она сообщила Обществу, что решением суда признано недействительным требование инспекции от 27.08.2004 N 704/891 об уплате 10248068,18 руб. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог по мотиву отсутствия доказательств о периоде возникновения и сумме недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог, на которую начислены пени. Налоговый орган при наличии такого решения суда не вправе требовать от Общества уплаты спорной суммы пеней, однако решение суда не является основанием для исключения пеней из карточки лицевого счета налогоплательщика.
Общество, полагая, что налоговый орган неправомерно указал в выданных справках спорную сумму задолженности по пеням, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@. Этот приказ издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по заполнению справки при наличии у налогоплательщика по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, в справке делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что налоговая инспекция в выданной по заявлению Общества справке N 1690 указала на наличие у него по состоянию на 22.01.2007 неисполненной обязанности по уплате в бюджет обязательных платежей. Согласно справке N 208 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, пеням по состоянию на 22.01.2007 у Общества имеется задолженность по пеням в сумме 9197736,9 руб., начисленным за нарушение срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог. Задолженность по пеням отражена в карточке лицевого счета налогоплательщика по налогу на пользователей автомобильных дорог и составляет 10248068,18 руб.
Между тем Арбитражный суд Архангельской области решением от 14.10.2004 по делу N А05-15026/04-13, принятым по заявлению Общества о признании недействительным требования налогового органа от 27.08.2004 N 704/891 об уплате 10248068,18 руб. пеней, установил отсутствие у налоговой инспекции надлежащих доказательств наличия у Общества задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, на которую начислена спорная сумма пеней, а также ее размер и происхождение. Сведения о задолженности по пеням, переданные инспекции внебюджетными фондами, не подкрепленные расчетами (декларациями) налогоплательщика по налогу на пользователей автомобильных дорог, платежными документами об уплате этого налога, актами сверок Общества с фондами, либо иными документами, суд не признал надлежащим и достаточным доказательством наличия у Общества недоимки по налогу, на которую начислена спорная сумма пеней. Руководствуясь статьей 69 НК РФ, пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 и частью второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал требование об уплате пеней недействительным как не соответствующее фактической обязанности налогоплательщика по их уплате. Законность решения суда от 14.10.2004 по делу N А05-15026/04-13 подтверждена постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.02.2005.
При рассмотрении данного дела суды первой и апелляционной инстанций выяснили, что Арбитражный суд Архангельской области при рассмотрении дела N А05-15026/04-13 должным образом проверил и признал недоказанным инспекцией факт наличия у Общества обязанности по уплате 10248068,18 руб. пеней. Следовательно, эта сумма пеней незаконно отражена инспекцией в карточке лицевого счета Общества по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также в выданных Обществу по его заявлению справках об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.
Вывод судов подтверждается материалами дела и кассационная инстанция не находит правовых оснований для их переоценки.
Кассационная инстанция также считает законным и обоснованным вывод судов о том, что отражение налоговым органом в выданных Обществу справках в качестве задолженности спорной суммы пеней нарушает права и законные интересы Общества, создает ему препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности. Поэтому суды правильно признали незаконными действия инспекции, связанные с отражением в справках отсутствующей у Общества задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог, и удовлетворили требования заявителя.
Исходя из изложенных обстоятельств дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа, и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.
Налоговой инспекции при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2007 по делу N А05-2941/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции. Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г. Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
КЛИРИКОВА Т.В.
|