ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 сентября 2007 года Дело N А55-19358/06
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Тюнин Ю.А. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (уточнением требований) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары (далее - Инспекция) об отказе в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1800 руб. и об обязании Инспекции принять решение о направлении в Управление Федерального казначейства по Самарской области заключения о возврате Предпринимателю ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанной сумме.
Решением суда первой инстанции от 21.03.2007 требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить данные судебные акты, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и не оспаривается Инспекцией, Предпринимателем ошибочно были перечислены по квитанции от 17.06.2004 N 22/351 на КБК 1010620 страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 600 руб. и по квитанции от 17.06.2004 N 32/351 на КБК 1010610 страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 1200 руб. Письмом от 19.05.2005 N 296 Инспекцией отказано Предпринимателю по его заявлению от 04.05.2005 в возврате (зачете) излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на том основании, что страховые взносы по смыслу ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации не являются налогом и отсутствуют полномочия осуществлять возврат излишне уплаченных страховых взносов, определенных законодателем, как индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда. Письмом от 18.10.2005 N 01-13/15676 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Самары отказано в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов со ссылкой на то, что контроль за уплатой страховых взносов возложен на налоговые органы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ).
Согласно ст. 9 Федерального закона от 09.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 г. подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В то же время ст. 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с Перечнем администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, ошибочным является утверждение Налогового органа об отсутствии у него права по осуществлению возврата либо зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.03.2007 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-19358/06 и Постановление от 18.05.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, г. Самара, в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист в соответствии со ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.