Главная страница --> Аудит

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - .. | НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЛИЧНЫХ ТРАНС .. | ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17 АРБИТРАЖНОГ .. | Как заработать больше денег .. | ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13 АРБИТРАЖНОГ .. |


РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.10.2006 N А11-3921/2006-К1-6/215

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 октября 2006 г. N А11-3921/2006-К1-6/215
Дело рассмотрено по существу 03.10.2006. В соответствии с ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме отложено до 10.10.2006.

Судья Ушакова Е.П., при ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой Е.П., рассмотрела в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога", г. Ярославль, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области, г. Владимир,

3-и лица:

1. Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области, г. Владимир;

2. Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, г. Владимир;

3. Министерство труда и социального развития Российской Федерации, г. Москва

о взыскании 56875 руб. 50 коп.,

при участии:

от истца - Елисеевой К.А., юрисконсульта юридической службы СЖД, по доверенности от 05.07.2006, в порядке передоверия рег. N 2-8307;

от ответчика - Никишовой С.В., специалиста ОПО УФК, по доверенности от 31.01.2006 N 9 до 31.12.2006, в порядке передоверия рег. N 1-901;

от 3-х лиц: 1. ДСЗН - представитель не явился, надлежаще извещен;

2. ДФБНП - Глебовского Я.А., ведущего специалиста, по доверенности от 11.01.2006 N ДФБНП-04-14 на 1 год;

3. Минтруда - представитель не явился, надлежаще извещен,
установила:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" обратилось с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области о взыскании 56875 руб. 50 коп. задолженности по компенсации льгот по проезду на железнодорожном транспорте, предоставленных в четвертом квартале 2004 года в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

К участию в деле в качестве третьих лица привлечены департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области, департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области иск не признало, указав на следующее.

В части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Министерство финансов Российской Федерации выполнило все обязательства, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" (приложение N 14), выделив Владимирской области субсидию в размере 152169,0 тыс. рублей.

В части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Министерство финансов Российской Федерации считает, что надлежащим ответчиком является Министерство труда и социального развития Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета, которому в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" и "Правилами возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946, было выделено 485392,9 тыс. рублей на возмещение расходов по оплате проезда ветеранов.

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области в отзыве от 11.07.2006 N ДСЗН пояснил, что финансирование данного вида расходов по Федеральному закону "О ветеранах" осуществлялось в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете Министерству труда и социального развития Российской Федерации, на основании государственного контракта с Министерством труда. Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области не производил возмещение истцу данного вида расходов из-за отсутствия надлежаще оформленного договора, проект которого был направлен истцу письмом от 09.03.2004 N ДСЗН-70-08-08.

Финансирование расходов по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществлялось за счет средств Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субсидий субъектам в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536.

Порядок распределения и расходования средств, поступивших Владимирской области из федерального бюджета на реализацию этого Закона, определен Постановлением Губернатора Владимирской области от 11.03.2004 N 158. Возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам по оплате проезда на железнодорожном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, департаментом не производилось, так как данный вид расходов не был предусмотрен указанным Постановлением Губернатора.

Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области пояснил, что согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946, департамент не получал денежные средства из федерального бюджета на возмещение льгот ветеранам. В части возмещения данного вида льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" департамент сообщил о том, что финансирование льгот инвалидам производилось через департамент социальной защиты администрации Владимирской области за счет и в пределах средств субсидий, выделенных из федерального бюджета Владимирской области на реализацию данного Закона.

Министерство финансов Российской Федерации и департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области указали на неправомерность включения истцом суммы НДС в размер предъявленных к возмещению расходов.

Истец на основании ст. 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать 56875 руб. 50 коп. с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в возмещение убытков, связанных с предоставлением льгот, в том числе: по Федеральному закону "О ветеранах" - 10969 руб. 10 коп., по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 45906 руб. 40 коп.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" - в период с 1 октября по 31 декабря 2004 года оказало услуги по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на льготу по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Факт предоставления льгот по проезду подтвержден данными автоматизированной системы продажи билетов "Экспресс" (АСУ "Экспресс"), содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы; номере удостоверения, подтверждающего право на льготу; дате поездки, виде льготы (со скидкой, бесплатно); фактически уплаченной пассажиром сумме, общей стоимости проезда, недополученной сумме и др.

Использование указанной системы для продажи проездных документов (билетов) предусмотрено п. 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.2002 N 3675).

По данным истца, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате проезда по межобластным, межкраевым и межреспубликанским маршрутам, составили по Федеральному закону "О ветеранах" - 10969 руб. 10 коп., по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 45906 руб. 40 коп., а всего - 56875 руб. 50 коп.

Указанную сумму истец считает своими убытками, возникшими вследствие неперечисления денежных средств из соответствующего бюджета для возмещения расходов, связанных с реализацией федеральных законов, на основании которых отдельным категориям граждан предоставлено право льготного (бесплатного) проезда на железнодорожном транспорте.

Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по провозной плате на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истец в октябре и декабре 2004 года оказал услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготу в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

В соответствии со ст. 14, 15, 16, 18 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам Великой Отечественной войны, участникам войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", предоставлено право бесплатного проезда один раз в 2 года (туда и обратно) на железнодорожном и другом транспорте.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 10 указанного Закона расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Частью 2 ст. 10 Закона установлено, что порядок возмещения расходов на реализацию данных льгот ветеранам определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов. Действие Правил было продлено на 2001 - 2004 гг.

Правилами определено, что финансирование данного вида расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Российской Федерации, которое на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации; перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы Федерального казначейства по платежным документам, представленным в Министерство финансов Российской Федерации Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Материалы дела свидетельствуют о том, что средства, поступившие на счет департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области на оплату проезда ветеранов, использованы в полном объеме и распределены по транспортным организациям, осуществившим перевозку ветеранов.

Однако отсутствие договора между департаментом социальной защиты населения администрации Владимирской области и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - на финансирование данного вида расходов не является основанием для отказа истцу в возмещении понесенных им расходов.

Истцом также оказаны услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготу в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50% скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 31 декабря и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Указанным Законом порядок и источники финансирования данных расходов не определены. В силу п. 19 ст. 4 Закона формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов отнесено к ведению федеральных органов государственной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Действие Порядка было продлено на 2002 - 2004 гг.

Согласно Порядку Министерство финансов Российской Федерации осуществляет предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств; субсидии зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах Федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации после получения информации о поступивших субсидиях представляют в органы Федерального казначейства реестры на перечисление денежных средств получателям субсидий.

Расходование предоставленных субсидий осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по договорам с организациями, предоставившими услуги.

Согласно приложению N 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" Владимирской области была выделена субсидия на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 152169,0 тыс. рублей. Средства субсидии в полном объеме использованы по целевому назначению на реализацию льгот инвалидам, в том числе на компенсацию проезда инвалидов на железнодорожном транспорте, что подтверждается Законом Владимирской области "Об областном бюджете на 2004 год" от 29.12.2003 N 136-ОЗ и отчетом об исполнении областного бюджета Владимирской области за 2004 год.

Доказательства нецелевого расходования средств субсидии суду не представлены.

Материалы дела свидетельствуют о недостаточности средств выделенной субсидии для полного возмещения фактических расходов, связанных с реализацией льгот инвалидам.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы. Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.

Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Пленум также указал, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункты 16, 17, 18 Постановления пленума).

Следовательно, в соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки истца, связанные с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам по оплате проезда на железнодорожном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Однако иск подлежит удовлетворению частично в сумме 48199 руб. 58 коп. (за исключением суммы НДС), исходя из следующего.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В абзаце 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

При этом под фактической ценой реализации понимается та цена, по которой производит оплату потребитель, а именно: гражданин, имеющий соответствующую льготу. Суммы, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие убытков, связанных с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу относятся на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В соответствии с ч. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу подлежит возврату из федерального бюджета 1869 руб. 75 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 172347 от 30.05.2006.

Руководствуясь ст. 17, 65, 104, ч. 1 ст. 110, 167 - 171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Взыскать за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 48199 руб. 58 коп. в возмещение убытков.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

2. В остальной части иска отказать.

3. Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета 1869 руб. 75 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 172347 от 30.05.2006, которое остается в материалах дела.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья

Е.П.УШАКОВА



Похожие по содержанию материалы:
«О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 40 НК РФ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ». ПИСЬ ..
ЭМИССИЯ И ОБРАЩЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ СЕРТИФИКАТОВ ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2007, 19.09.2007 N Ф03-А24/07-2/3035 ПО ДЕЛУ N А2 ..
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 14.02.2007, 20.02.2007 ПО ДЕЛУ N А40-561/07-143-5 ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.09.2007 N Ф04-6172/2007(37870-А45-29) ПО ДЕЛУ N ..
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЛИЧНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОД ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2007 N 17АП-5624/2007-ГК ПО ДЕЛУ N А60-51 ..
Как заработать больше денег ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2007 ПО ДЕЛУ N А42-1471/2007 ..
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: CУММА ПРОЦЕНТОВ ЗА НЕВЫБРАННУЮ СУММУ КРЕДИТА В РАСХОДАХ НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ ..
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.05.2006, 01.06.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-25747/05 ..
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2007 ПО ДЕЛУ N А56-6789/2007 ..
КОМУ МОЖНО ПЕРЕЙТИ НА УСН С 1 ЯНВАРЯ 2008 ГОДА? ..


Похожие документы из сходных разделов


УСН, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНО ПОЛУЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ СВОЕЙ ДОЧЕРНЕЙ КОМПАНИИ

Вопрос:

Организация, применяющая УСН, безвозмездно получила денежные средства от своей дочерней компании, в которой ей принадлежит 100%-ная доля уставного капитала. Вправе ли организация воспользоваться пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ и не учитывать полученные денежные средства в составе доходов?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (да ..
читать далее


ФНС УЖЕСТОЧИТ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ

ФНС России заявила о намерении ужесточить контроль над деятельностью налоговых агентов.Теперь Федеральная налоговая служба располагает программой, позволяющей проводить анализ показателей налогового периода, содержащихся в сведениях о доходах физических лиц и выявлять нарушения налогового законодательства: