МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 апреля 2007 г. N 03-03-06/4/34
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу начисления амортизации федеральным государственным унитарным предприятием и сообщает следующее.
Из письма следует, что на основании распоряжения собственника федерального имущества в лице Минимущества России и его территориальных управлений ФГУП наделяется правом хозяйственного ведения на имущество, ранее правомерно изъятое у предыдущих балансодержателей. Изъятие имущества у предыдущих балансодержателей и его закрепление за ФГУП происходит без изменения собственника.
В письме также указывается, что в соответствии с установленным порядком передача амортизируемого имущества оформляется актами приема-передачи по унифицированным формам ОС-1, ОС-1а, в которых содержатся сведения о сроке его полезного использования, фактическом сроке эксплуатации, первоначальной и остаточной стоимости и др.
Основы деятельности унитарных предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК) (ст. ст. 214, 294 и 295 ГК) и в Федеральном законе от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ).
Из положений указанных актов законодательства следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию и закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения во владение, пользование и распоряжение.
Хозяйственное ведение, согласно законодательству, - это форма предоставления государственного имущества унитарным предприятиям на особых условиях для осуществления функций и достижения целей, определенных собственником имущества.
Из положений Федерального закона N 161-ФЗ следует, что сведения о составе и стоимости имущества, предназначенного для закрепления за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, отражаются в учредительных документах такого предприятия (взнос в уставный фонд) и в установленном порядке представляются для государственной регистрации унитарного предприятия при его создании либо при увеличении уставного фонда унитарного предприятия.
Статьей 295 ГК установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Определено, в частности, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичная по смыслу норма содержится в ст. 17 "Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию" Федерального закона N 161-ФЗ.
Таким образом, закрепленное за ФГУП на праве хозяйственного ведения федеральное имущество не является безвозмездно полученным и, соответственно, не может рассматриваться таковым в целях определения его налоговой учетной стоимости и начисления амортизации согласно ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации принимать амортизируемое имущество к налоговому учету следует по остаточной стоимости, отраженной предыдущим балансодержателем в акте приема-передачи основных средств по унифицированной форме, оформленном в соответствии с установленным порядком.
При этом срок полезного использования объекта амортизируемого имущества определяется в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 259 Кодекса, как установленный предыдущим балансодержателем этого основного средства срок его полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим балансодержателем.