ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2007 ПО ДЕЛУ N А42-6114/2005ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 июля 2007 года Дело N А42-6114/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Бухарцева С.Н. и Мунтян Л.Б., рассмотрев 19.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Кировска Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.01.2006 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2007 (судьи Лопато И.Б., Гафиатуллина Т.С., Семенова А.Б.) по делу N А42-6114/2005, УСТАНОВИЛ: Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о взыскании с Администрации города Кировска Мурманской области (далее - Администрация) 6434700 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год и 966800 руб. пеней.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Департамент финансов Мурманской области.
Решением от 24.01.06 суд удовлетворил заявленные требования, взыскав с Администрации 48507,5 руб. государственной пошлины.
Постановлением от 13.11.06 суд апелляционной инстанции изменил решение суда от 24.01.06: взыскал с Администрации в пользу Фонда 3483 руб. пеней, а в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 12.02.07 отменил постановление суда апелляционной инстанции, а дело направил на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд. При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость установить в ходе нового рассмотрения размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащих перечислению Администрацией за 2004 год, с учетом размера страхового взноса в месяц на застрахованного 150,3 руб., и в зависимости от этого определить задолженность ответчика по страховым взносам; предложить сторонам провести сверку расчетов по пеням с учетом установленной задолженности по страховым взносам.
Принятым в результате нового рассмотрения спора постановлением от 24.04.07 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 24.01.06 в части взыскания с Администрации 695253,8 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, 104460,4 руб. пеней и 5241,1 руб. государственной пошлины, а в остальной части обжалуемый судебный акт оставил без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение суда от 24.01.06 в полном объеме, а постановление суда апелляционной инстанции от 24.04.07 в части отказа в удовлетворении требований по апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции, считая его законным и обоснованным.
Представители лиц, участвующих в деле и надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Администрации, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела в ходе камеральной проверки документов, представленных Администрацией (расчетной ведомости за 4-й квартал 2004 года, справок-уведомлений об изменении размеров финансирования на 2004 год и уведомления о бюджетных ассигнованиях на 2004 год), Фонд установил, что за период с 01.01.04 по 31.12.04 Администрация уплатила 27500000 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Однако сумма страховых взносов, необходимая для обеспечения территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи за 2004 год, составила 33934700 руб. (из расчета численности неработающего населения - 18815 человек, согласованной Фондом на момент заключения договора на обязательное медицинское страхование от 10.01.04 N 43-10509(2), и размера страхового взноса на каждое застрахованное лицо - 150,3 руб. в месяц).
Данное обстоятельство послужило Фонду основанием для принятия решения от 18.03.2005 N 2, в котором Администрации предложено уплатить 6434700 руб. задолженности по страховым взносам и 77310 руб. пеней по состоянию на 01.01.05.
Поскольку добровольно ответчик не исполнил требование от 18.03.2005 N 2 об уплате названных сумм недоимки и пеней в установленный срок, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании в принудительном порядке.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в проверяемый период (далее - Закон N 1499-1), страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В соответствии со статьей 17 названного Закона местная администрация осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
В силу статьи 22 Закона N 1499-1, статьи 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" и пункта 3 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение, а базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".
На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, которые предусматривают объем и условия оказания медицинской помощи, но не могут быть ниже, чем установлено в базовой программе.
Законом Мурманской области от 27.12.99 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" в редакции Закона Мурманской области от 23.12.03 N 459-01-ЗМО (далее - Закон N 174-01-ЗМО) предусмотрено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются, исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и указывается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. При этом численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется, исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.
Постановлением правительства Мурманской области от 20.10.03 N 281-ПП/14 размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2004 году утвержден в сумме 150,3 руб.
Законом Мурманской области от 23.12.003 N 458-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для Администрации на 2004 год утверждена в размере 33934700 руб., из расчета 18815 человек застрахованных и размера страхового взноса на каждое застрахованное лицо в сумме 150 руб. 30 коп. в месяц.
В соответствии со статьей 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключенного между субъектами медицинского страхования.
В данном случае судами установлено, что в 2004 году между Фондом и Администрацией действовал договор обязательного медицинского страхования неработающего населения граждан от 10.01.04 N 43-1050(2) (том 1, листы дела 54 - 56), по условиям которого Администрация приняла на себя обязательство по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", и Инструкцией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР".
Пунктом 4 договора от 10.01.04 N 43-1050(2) определена общая численность застрахованных, которая на момент заключения договора составляла 18815 человек, а с 01.07.2004 - 18044 человека (протокол согласования численности застрахованного неработающего населения города Кировска с подведомственной территорией от 01.07.05). Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции установил, что за 2004 год общая сумма подлежащих уплате Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование составила 33239446,2 руб., из них 16967367 руб. (18815 чел. х 150,3 руб. х 6) подлежали уплате за первое полугодие - с 01.01.04 по 30.06.04), а 16272079,2 руб. (18044 чел. х 150,3 руб. х 6) - за второе полугодие 2004 года.
В ходе кассационного обжалования постановления апелляционного суда Администрация не оспаривает, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2004 год исполнила частично - в сумме 27500000 руб., а следовательно, ее задолженность по указанным взносам за 2004 год составляет 5739446 руб., а пени - 862339 руб.
Несостоятельным суд кассационной инстанции считает довод подателя жалобы об отсутствии у Администрации финансовой возможности для уплаты страховых взносов в установленном размере. В соответствии со статьей 17 Закона N 1499-1 местная администрация осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен, а при недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.92 N 41.
В приложении N 12 к Закону Мурманской области от 25.12.03 N 460-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2004 год" бюджету города Кировска предусмотрена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в размере 52468000 руб. В соответствии с Законом Мурманской области от 11.05.05 N 630-01-ЗМО "Об исполнении областного бюджета за 2004 год" указанная дотация перечислена в бюджет города Кировска в полном объеме.
На основании имеющихся в деле доказательств и с учетом пояснений представителя Департамента финансов Мурманской области в судебном заседании суды пришли к выводу о том, что выделенных в 2004 году дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности было достаточно для покрытия расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере, предусмотренном Законом Мурманской области N 458-01-ЗМО и обеспечивающем выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2004 год.
Данный вывод кассационная коллегия считает правомерным, поскольку сам по себе факт недостаточности соответствующих денежных средств в утвержденном бюджете Администрации не освобождает орган местного самоуправления от обязанности принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население.
Согласно пункту 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.03 N 131-О вопросы, связанные с отсутствием в бюджете Администрации соответствующих денежных средств, как относящиеся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 139 и 141). В такой ситуации органы местного самоуправления могут обратиться за финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации либо воспользоваться правом на судебную защиту, гарантированным им статьей 133 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах следует признать, что Администрация была обязана уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2004 год в установленном размере и сроки.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает неправомерными доводы подателя жалобы об освобождении его от уплаты государственной пошлины. В соответствии с пунктом 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 названного Кодекса.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований. Согласно же подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Таким образом, для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы соответствующий орган обращался в защиту государственных и (или) общественных интересов, а право на обращение в арбитражный суд было предусмотрено федеральным законом, само по себе наличие статуса органа местного самоуправления не освобождает его от уплаты государственной пошлины.
В данном случае Администрация является ответчиком по настоящему делу о взыскании по заявлению Фонда недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пеней, заявленные требования частично удовлетворены, поэтому в соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несение судебных расходов по данному делу в пропорциональном размере следует возложить на Администрацию.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации, а постановление суда апелляционной инстанции от 24.04.07 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 110, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа ПОСТАНОВИЛ: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.07 по делу N А42-6114/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации города Кировска Мурманской области - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации города Кировска Мурманской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции. Председательствующий
ТРОИЦКАЯ Н.В. Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
МУНТЯН Л.Б.
|