ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2007 N 17АП-6584/07-АК ПО ДЕЛУ N А50-6969/07-А14СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2007 г. N 17АП-6584/07-АК
Дело N А50-6969/07-А14
(извлечение) Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии:
от заявителя АКСБ РФ в лице Кунгурского отделения N 1638 К.Т., паспорт 5703 N 812086, доверенность в материалах дела, О.Е., паспорт 5704 N 650065, доверенность в материалах дела,
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30.08.2007
по делу N А50-6969/07-А14,
по заявлению АКСБ РФ в лице Кунгурского отделения N 1638
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю
об оспаривании решения, установил: акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Кунгурского отделения N 1638 (далее - банк, заявитель) обратился с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) N 11-28/4640 от 04.05.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.07.2007 заявленные требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо с решением суда первой инстанции не согласно и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции представитель налогового органа пояснил, что вина заявителя в совершении налогового правонарушения доказана, запрос налогового органа о представлении выписки по операциям на счете организации, направленный в адрес банка являлся мотивированным, оснований для непредставления сведений у заявителя не имелось.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя пояснил, что налоговым органом не доказана вина банка в непредставлении сведений, поскольку запрос являлся немотивированным, к банку не может быть применена ст. 135.1 Налогового органа (далее - НК РФ), поскольку запрос ими исполнен с нарушением сроков, за что ответственность НК РФ не предусмотрена.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции находит оспариваемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в связи с проведением контрольных мероприятий в отношении налогоплательщика ООО "У" в адрес банка направлен мотивированный запрос от 14.02.2007 N 91 о представлении выписки по операциям на счете организации за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 в отношении движения денежных средств на счете. Запрошенные документы представлены банком 09.03.2007.
Решением налогового органа от 04.05.2007 N 11-28/4640 банк привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 10000 руб. за непредставление запрашиваемых документов в 5-дневный срок.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не представлено достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о совершении банком виновных действий по непредставлению запрошенных документов в установленный законодательством срок.
Данный вывод суда является незаконным и необоснованным, не соответствует фактическим обстоятельства дела и действующему законодательству.
Согласно статье 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных названным Кодексом.
В подпункте 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2007) закрепляется право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени. В пункте 2 той же статьи предусмотрено, что налоговые органы могут осуществлять и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. К числу таких прав может быть отнесено и предусмотренное пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации право требовать от банков справки по операциям и счетам.
Аналогичная норма содержится в абзаце первом пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", наделяющем налоговые органы правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. В силу требований Налогового кодекса Российской Федерации указанная норма должна пониматься и применяться как не противоречащая Налоговому кодексу Российской Федерации и, следовательно, не налагающая дополнительные, сверх установленных им, обязанности на налогоплательщиков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Такая же обязанность кредитной организации предусмотрена положениями статьи 26 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности", согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В данном случае в связи с проведением контрольных мероприятий ООО "У" налоговый орган правомерно в рамках своей компетенции, руководствуясь п. 2 ст. 86 НК РФ, направил банку запрос о представлении выписки по операциям на счете организации за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 в отношении движения денежных средств на счете.
Статья 135.1 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок.
Из материалов дела следует, что запрос налогового органа является мотивированным, поскольку отвечает требованиям письма ФНС РФ от 30.08.2006 N САЭ-6-06/87. Запрос представлен в рамках налогового контроля, в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ, что отражено в запросе, в нем указан конкретный налогоплательщик, в отношении которого он проводится, полное наименование организации с указанием ИНН и КПП организации, банковский счет организации, период времени, за который запрашивается справка, указание на пятидневный срок, в течение которого должны быть представлены сведения, поэтому оснований считать его немотивированным не имеется.
Ссылка заявителя на то, что к банку не может быть применена ответственность по ст. 135.1 НК РФ, поскольку банк исполнил запрос, направив запрашиваемые сведения в более поздние сроки, а за нарушение сроков исполнения мотивированного запроса налогового органа ответственность НК РФ не предусмотрена, является несостоятельной.
Статья 135.1 НК РФ является отсылочной по отношению к п. 2 ст. 86 НК РФ, согласно которому банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. В данном же случае, мотивированный запрос был получен банком 15.02.2007, в течение пяти дней в срок до 22.02.2007 ответ на запрос представлен не был, в связи с чем налоговый орган правомерно привлек заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции о признании недействительным решения налогового органа от 04.05.2007 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке ст. 110 АПК РФ, п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ с банка подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266 268, 269, пп. 1, 4 ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд постановил: 1. Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 июля 2007 г. по делу N А50-6969/2007-А14 отменить, в удовлетворении заявленных АК Сбербанк РФ в лице Кунгурского отделения N 1638 требований отказать.
2. Взыскать с АК Сбербанк РФ в лице Кунгурского отделения N 1638 в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
3. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
|