РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 12.10.2006, 13.10.2006 ПО ДЕЛУ N А40-50746/06-90-275АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 12 октября 2006 г. Дело N А40-50746/06-90-275 (извлечение) Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2006 г.
Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2006 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи П., при ведении протокола судебного заседания судьей П., рассмотрев дело по заявлению ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК) к МИФНС России по КН N 7 о признании недействительным требования об уплате налога N 93 от 10.05.2006, при участии: от заявителя - К., дов. от 13.04.2006, от МИФНС России по КН N 7 - Ф., дов. от 05.04.2006, УСТАНОВИЛ: ФГУП "ВГТРК" обратилось в суд с заявлением о признании Требования об уплате налога N 93, выставленного МИ ФНС России по КН N 7 по состоянию на 10.05.2006, недействительным.
Свое требование заявитель обосновывает тем, что оспариваемый им ненормативный акт налогового органа принят в нарушении норм действующего законодательства и нарушает его права.
МИ ФНС России по КН N 7 требование заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что 10 мая 2006 г. Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в отношении ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК) было выставлено Требование N 93 об уплате налога.
Обжалуемым Требованием МИ ФНС России по г. Москве N 7 начислила ВГТРК:
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 207732,29 руб.;
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в размере 278877,17 руб.
Суд считает, что обжалуемое Требование N 93 было выставлено налоговым органом в нарушение ст. ст. 69, 75 Налогового кодекса РФ и является незаконным по следующим основаниям:
Обжалуемое Требование N 93 не соответствует положениям ст. ст. 69, 75 Налогового кодекса РФ с учетом толкования, содержащегося в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии с ч. 4 ст. 69 НК РФ "Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог".
В отношении требования об уплате налога, содержащего суммы пеней, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дополнительно указал следующее: "досудебное урегулирование спора по этому вопросу (т.е. по вопросу направления требования, включающего суммы пеней) состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней" (см. п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Требование об уплате налога N 93 от 10 мая 2006 г. не содержит необходимого перечня сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 69 НК РФ с учетом п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 5.
1) Отсутствует база для начисления пени. Из полученного требования не представляется возможным определить, на какую сумму недоимки начислены пени. Исходя из определения понятия пени (ч. 1, ч. 4 ст. 75 НК РФ), указание на размер суммы налога, на которую она начислена, является необходимым условием для расчета взыскиваемой с налогоплательщика пени и проверки ее правильности. В результате неуказания в оспариваемом требовании данных сведений пени оказываются начисленными на отсутствующую недоимку, что противоречит содержанию ст. 75 НК РФ и не позволяет налогоплательщику проверить правильность расчета пеней.
2) Отсутствует срок, за который начислены пени, и дата, с которой они начинают начисляться (что не позволяет проверить правильность расчета пеней).
3) Отсутствует указание на ставку рефинансирования, положенную в основу расчета пени (что не позволяет налогоплательщику проверить правильность расчета пени).
Несоответствие требования об уплате налога положениям налогового законодательства (в частности, ст. 69 НК РФ, ст. 75 НК РФ) и отсутствие в требовании обязательных реквизитов не позволяет налогоплательщику надлежащим образом защитить свои права и свидетельствует о недействительности принятого налоговым органом акта.
Данная позиция подтверждается также единообразной практикой федеральных арбитражных судов округов. См. напр., постановление ФАС Московского округа от 30 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11585-05-П; постановление ФАС Московского округа от 16 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11109-05; постановление ФАС Московского округа от 29 августа 2005 г. по делу N КА-А40/8402-05; постановление ФАС Московского округа от 01 июля 2005 г. по делу N КА-А40/5782-05; постановление ФАС Московского округа от 28 июля 2003 г. по делу N КА-А40/5212-03; постановление ФАС Московского округа от 10 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/10819-05 и др.
На сумму ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль не могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ с учетом п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5).
Указанные пени, предъявленные налогоплательщику, представляет собой пени, начисленные на ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль за январь, февраль и март 2005 г.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" "пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика только в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 - 54 Кодекса".
То есть возможность начисления на авансовый платеж пеней ВАС РФ непосредственно связывает с порядком расчета авансового платежа:
- если авансовый платеж рассчитывается по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 - 54 Кодекса, на него может быть начислена пеня;
- если авансовый исчисляется до истечения отчетного периода безотносительно к налоговой базе, то пеня на него начислена быть не может.
Применительно к авансовым платежам по налогу на прибыль, приведенная, выше позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ позволяет сделать следующие выводы.
Начисление пеней на авансовые платежи по налогу на прибыль является правомерным исключительно в случаях, когда речь идет о квартальных авансовых платежах за отчетные периоды (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года - ч. 2 ст. 285 НК РФ) либо о самом налоге на прибыль, исчисляемом по истечении налогового периода (календарный год - ч. 1 ст. 285 НК РФ).
Указанный платежи (квартальные авансовые платежи и сумма налога за налоговый период) в соответствии с ч. 1 ст. 287 НК РФ уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий период, т.е. тогда, когда налогоплательщик и налоговый орган могут определить реальную налоговую базу в соответствии со ст. ст. 53 - 54 НК РФ. Уплата налоговых платежей, определяемых по фактической налоговой базе, осуществляется: не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. ч. 3, 4 ст. 289 НК РФ).
Соответственно, начисление пеней на платежи по налогу на прибыль возможно исключительно 1) начиная с 28 апреля календарного года (на сумму квартального авансового платежа, определенного по фактической базе первого квартала); 2) начиная с 28 июля календарного года (на сумму квартального авансового платежа, определенного по фактической базе полугодия); 3) начиная с 28 октября календарного года (на сумму квартального авансового платежа, определенного по фактической базе девяти месяцев); 4) начиная с 28 марта следующего календарного года (на сумму налога на прибыль за истекший год).
Исходя из этого, начисление пеней на платежи по налогу на прибыль за январь, февраль и март календарного года возможно исключительно с даты подачи налоговой декларации за первый квартал, т.е. с 28 апреля текущего года.
Начисление пеней на данные платежи (за три первые месяца календарного года) с даты уплаты ежемесячных авансовых платежей (т.е. с 28 января, 28 февраля и 28 марта соответственно) не может быть признано правомерным, поскольку ежемесячные авансовые платежи исчисляются до истечения отчетных периодов и не имеют отношения к реальной налоговой базе налогоплательщика.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 НК РФ уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей. Исходя из содержания ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа является промежуточным платежом, уплачиваемым внутри отчетного периода, исчисляется расчетным путем на основании данных предыдущего отчетного периода, т.е. без связи с реальным финансовым результатом и безотносительно к налоговой базе. Указанные признаки ежемесячных авансовых платежей (в первую очередь, порядок их исчисления и сроки уплаты) не позволяют начислять на них пени по смыслу п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Недопустимость начисления пеней на ежемесячные авансовые платежи подтверждается также единообразной судебно-арбитражной практикой (см., напр., постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2001 г. N КА-А40/3181-01, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19-24 мая 2005 г. N А65-14696/04-СА2; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2005 г. N А13-11533/04-05; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 октября 2001 г. N А33-4840/01-СЗа/Ф02-2478/2001-С1 и др.).
С учетом изложенного, суд считает, что оснований к отказу в удовлетворении требования заявителя не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 137 - 138 НК РФ, в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд РЕШИЛ: признать Требование об уплате налога N 93, выставленное МИ ФНС России по КН N 7 по состоянию на 10.05.2006, недействительным, как не соответствующее требованиям НК РФ.
Возвратить ФГУП "ВГТРК" из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 7046 от 07.07.2006.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
|