ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2007 ПО ДЕЛУ N А56-5470/2007ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу от 14 июня 2007 года Дело N А56-5470/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2007 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего И.А.Сериковой, судей Я.В.Баркановой, И.А.Тимухиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В.Сухиновой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4927/2007) (заявление) ИФНС России по г. Сосновый Бор ЛО на определение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2007 по делу N А56-5470/2007 (судья О.В.Фуркало) по иску (заявлению) ФНС России, Инспекции ФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области к АОЗТ "Галол" о несостоятельности (банкротстве), при участии: от истца (заявителя) - представителя Волобуевой Ю.А. по доверенности от 31.05.2007 (паспорт); от ответчика (должника) - не явились (извещены, возвр. з/п N 37576), УСТАНОВИЛ: Федеральная налоговая служба России в лице ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области (далее - Инспекция) обратилась с заявлением о признании отсутствующего должника - АОЗТ "Галол" банкротом.
Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.07 заявление Инспекции возвращено.
Вывод суда основан на п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 67, п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.
Суд установил, что АОЗТ "Галол" обладает признаками недействующего юридического лица, в связи с чем заявление подлежит возврату, поскольку заявителем не представлены доказательства проведения процедуры исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа.
Суд также в качестве основания для возврата установил то обстоятельство, что уполномоченным органом не представлены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
В апелляционной жалобе Инспекция просит определение суда от 26.02.07 отменить, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Исключение недействующего юридического лица из государственного реестра по решению регистрирующего органа может быть осуществлено при наличии в регистрирующем органе документов, подтверждающих отсутствие у недействующего юридического лица задолженности по обязательным платежам в бюджет. Процедура ликвидации юридического лица, имеющего долги перед бюджетом и перед иными кредиторами, в обход процедуры банкротства прямо противоречит положениям ГК РФ и ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
По смыслу Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 20.12.2006 N 67 следует, что при установленном Правительством РФ порядке финансирования процедур банкротства отсутствующих должников уполномоченный орган располагает средствами, достаточными для финансирования указанной процедуры.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд рассмотрел спор без его участия в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Инспекции, апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона о банкротстве и ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию (п. 1 ст. 65 ГК РФ).
После принятия Закона о банкротстве 2002 года в действующее законодательство были внесены изменения, предусматривающие исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа. При этом применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.
В соответствии со ст. 21.1 ФЗ РФ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.
При этом процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо возбуждение производства по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 2 и 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.01.2006 N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Закона о регистрации", при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом. При поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к п. 1 ч. 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
В заявлении о признании АОЗТ "Галол" несостоятельным (банкротом) налоговый орган указывает на наличие задолженности названного лица по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в общей сумме 624918 руб. 32 коп., в том числе 71562 руб. 71 коп. недоимки, 174665 руб. 78 коп. - пени, 378689 руб. 83 коп. - штрафы. Принятые меры по взысканию суммы недоимки в порядке статей 46, 69, 70 НК РФ результата не дали.
С 1996 года бухгалтерская и налоговая отчетность АОЗТ ГАЛОЛ не представляется, коммерческая деятельность не осуществляется, установить местонахождение предприятия, а также место пребывания органа юридического лица не представляется возможным, сведения об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях отсутствуют. Операции по банковским счетам последние двенадцать месяцев не ведутся.
С учетом указанных обстоятельств арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в отношении АОЗТ ГАЛОЛ имеются установленные ст. 21.1 Закона о регистрации признаки недействующего юридического лица, и, приняв во внимание рекомендации, изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 N 67, возвратил заявление Инспекции со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.
Одной из основных целей Закона о банкротстве является обеспечение прав реальных или потенциальных кредиторов путем создания условий для справедливого удовлетворения их экономических и юридических интересов (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 по делу о проверке конституционности ряда положений Закона о банкротстве).
Длительное непринятие мер Инспекцией о признании АОЗТ "Галол" банкротом как отсутствующего должника и увеличение в связи с этим задолженности по обязательным платежам за счет начисления пеней не являются основанием для отмены законного определения арбитражного суда о возвращении заявления налогового органа, притом что действующее законодательство установило иной, упрощенный порядок ликвидации недействующих юридических лиц.
В данном случае признание отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) могло повлечь дополнительные расходы средств бюджета по осуществлению процедур банкротства, но не погашение задолженности по обязательным платежам.
Кроме того, уполномоченным органом не представлены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения имущества, которое может быть направлено на погашение задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве.
Поскольку Федеральная налоговая служба России не представила доказательств, свидетельствующих о невозможности исключения должника из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке, арбитражный суд первой инстанции обоснованно возвратил заявление.
На основании изложенного определение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: определение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2007 по делу N А56-5470/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий
СЕРИКОВА И.А. Судьи
БАРКАНОВА Я.В.
ТИМУХИНА И.А.
|