Главная страница --> Статьи

Замыкая крайние звенья цепи .. | Методика мягкого внедрения .. | Финансовое прогнозирование .. | Neste совершенствует товарод .. | Прогнозирование банкротства: .. |


BIть или не BIть?

Системы бизнес-анализа (BI – Business Intelligence) призваны решать задачи среднесрочного и стратегического управления компанией.

ПО для стратегии

По оценкам экспертов, из-за стремительного развития рынков и роста компаний, данные в транзакционных корпоративных системах накапливаются столь быстро, что зачастую превращаются в «мертвый груз». В результате важная информация, которая может способствовать развитию бизнеса, оказывается невостребованной или используется неэффективно. Решения класса BI призваны систематизировать и обеспечить должный уровень управления данными. По сути, это средства доступа к данным для их анализа. Кроме того, в BI –решения входят инструменты формирования и управления хранилищами данных.

Системы класса Business Intelligence являются «стратегической перемычкой» между корпоративным управляющим ПО и высшим руководством компании. Дело в том, что транзакционный механизм, на основе которого построены ERP-системы, не позволяет реализовать на его основе инструменты стратегического планирования. Внедрение BI-решения часто идет после построения ERP-системы, в процессе эксплуатации которой и накапливаются различные данные. Именно системы бизнес-анализа призваны решить задачу эффективного управления разнородным корпоративными данными.

В последнее время потребителю систем управления все сложнее провести границу и определить различие в функциональности BI-решений и ERP-систем. С одной стороны предлагаются, по сути, базы данных с интегрированным аналитическим инструментарием, с другой стороны выступают классические поставщики ERP-систем с расширенным функционалом. Производители ERP-систем все чаще включают в свои продукты инструменты бизнес-анализа и интегрируют в свои решения BI-системы сторонних поставщиков.

Россия впереди

Примечательно, что российский рынок BI-систем существенно обгоняет по темпам роста мировой рынок в целом. Так, по данным IDC, в 2003 году российские заказчики потратили на системы BI-класса $22 млн., что на 36% больше аналогичных показателей предыдущего года. В 2004 году темпы роста, по оценкам аналитиков, несколько снизились, тем не менее, они по-прежнему в несколько раз превышают мировые показатели. По данным Gartner, ИТ-директора планируют увеличить в 2005 году расходы на BI-решения в среднем на 6%.

Основные потребители BI-решений это компании, традиционно работающие с большим количеством разнородных данных, – банки, телекоммуникационные компании, предприятия нефтегазового комплекса, страховые компании и т.д. В России системы бизнес-аналитики получили наибольшее распространение в управляющих компаниях холдингов, работающих на высококонкурентных рынках, где цена ошибки принятия решений очень высока.

На рынке BI-систем существует множество игроков, большинство из которых – широко известные в ИТ-мире бренды: SAS Institute, Business Objects, SAP, Geac, Oracle, Hyperion, Cognos. Все они представлены и на российском рынке. В то же время здесь присутствуют и отечественные разработки, например, решение PlanDesigner компании «Софтпром»..

Аналитики Gartner считают, что с отходом компаний от мер по сокращению ИТ-расходов, стратегическое применение BI-систем будет самым значительным вкладом ИТ в рост бизнеса с 2005 по 2008 годы.

«Если вы спросите у организаций, для чего им необходима BI-система, в большинстве случаев ответом будет «лучшее принятие решений», - говорит вице-президент по исследованиям Gartner, Фрэнк Байтендийк (Frank Buytendijk). «Но большинство организаций сейчас принимают решения не лучше, чем пять лет назад. Давление необходимости сокращения расходов и согласования, заставили сосредоточиться на BI, но бизнесы по-прежнему применяют его лишь местами и тактически. Успешные организации поняли, что реалистичный взгляд на BI-ключ к производительности бизнеса, они используют информацию как ресурс, являющийся частью культуры их бизнеса».

Ключевые недостатки

Внедрение BI-систем, сопряжено с множеством трудностей различного характера – от проблем интеграции корпоративных приложений до «человеческого» фактора. Аналитики Gartner выделяют 7 основных проблем BI-решений.

1. «BI-система хороша как вещь в себе»
Директор по исследованиям Gartner, Билл Хостманн (Bill Hostmann) указывает, что хотя данные - это фундамент BI-решения, не менее критичным фактором является и порядок на «информационных складах». Зачастую, хранилища, составляются ИТ-организацией без учета потребностей бизнеса или с минимальным учетом таковых. Следовательно, пользователи в таких организациях воспринимают BI-систему как нечто, имеющее небольшую ценность.

«Слишком многие ИТ-департаменты строят хранилище данных, основываясь на том, что пользователи увидят пользу только от самого факта создания. Приложения ИБ требуют отчетливого и близкого понимания бизнеса как такового, и реальная ценность ИБ раскрывается только при работе бизнеса и ИТ в тандеме».

2. «Менеджерам необходимо вести переговоры с цифрами»
Как утверждает Байтендийк, слишком многие люди прячутся за электронными таблицами, потому что они поглощены ими, и потому что они знают, как манипулировать цифрами, чтобы удовлетворить политику своей организации. Он советует корпорациям применять согласование, чтобы достигать большего, например, очисткой хранилищ данных, накоплением более продуктивных данных и исключением многих тысяч электронных таблиц.

3. «Проблемы с качеством данных? У нас таких нет»
По прогнозам Gartner, до 2007 года более половины проектов хранилищ данных будут лишь частично применимы, или недостоверными, в результате недостатка внимания к проблеме качества данных. Более того, многие организации не могут обнаружить наличие проблемы с качеством данных, сосредотачиваясь на их идентификации, добыче и загрузке. Хостманн уверен в том, что проблемы с качеством данных необходимо разрешать по мере их возникновения, и корпорации должны понимать, что дело не только в ИТ-стороне этих проблем.

«Согласованность и точность данных остается под ответственностью бизнес-департаментов, управляющих системами, а не только ИТ-департамента. Новые правила регулирования и корпоративного управления, увеличивают потребность и внимание к качеству данных. Проблема в том, что большинство компаний продолжают считать приемлемым данные того качества, которое есть».

4. «Наш поставщик корпоративных решений предоставит нам лучшее»
«Слишком часто, все корпорации полагают, что приобретение «решения для всего сразу» будет наиболее эффективным по цене и одновременно лучшим решением для бизнеса», - говорит вице-президент Gartner по исследованиям, Ли Гайшекер (Lee Geishecker).

«Хотя некоторые провайдеры корпоративных приложений помогут вам сэкономить в целом, это происходит не всегда. Необходимо всегда сравнивать решение вашего поставщика корпоративных приложений с теми, что предоставляют лидеры специализированных рынков», – говорит она.

5. «BI-проекты должны эволюционировать»
Проекты, которые требуются бизнесу, должны быть простыми и краткими, и приносить немедленную отдачу. Однако, как считает Хостманн, такой подход может легко привести к ошибочному пониманию. «Применение одних и тех же шаблонов каждый раз, означает редкое эволюционирование планов, встраивание тех же самых ограничений в новые системы - один из величайших ингибиторов успеха. BI-системам необходимо эволюционировать, но BI-проектам - нет. Они должны запускаться и завершаться, а не эволюционировать», - считает исследователь.

6. «Мы можем отдать все целиком в аутсорсинг»
По прогнозам Gartner, до 2006 года менее 10% корпораций, в которых стратегия аутсорсинга может быть жизнеспособной, будут готовы или способны целиком отдать BI-приложения аутсорсинговым компаниям. По мнению аналитиков Gartner, корпорации должны определить сферу своей компетенции в BI-системы для того, чтобы решить, что отдавать в аутсорсинг. «Здесь тоже действует золотое правило аутсорсинга; избегайте искушения аутсорсинга всего, отдавайте в аутсорсинг только то, что не относится к ядру», - предупредила Гайшекер.

7. «Лишь дайте мне панель управления!»
Панель управления не должна видеться как последний штрих. «В первую очередь, компании должны обладать серьезной и стабильной инфраструктурой BI-системы. И только затем они могут создать сетевой подход там, где эти новые технологии смогут сообщаться с другими технологиями BI внутри и вне организации, а также другими технологиями, такими как управление бизнес-процессом и интеграция приложений» – отмечает Байтендийк.

В конечном итоге, Gartner предлагает два главных совета, составленных на основе пятилетнего изучения тысяч связей клиентов, и примененных в структуре BI-системы самой Gartner. Проект по внедрению BI-системы всегда сопровождается большими бюджетами. В связи с этим, необходимо удостовериться в том, что у компании есть возможность наивысшего уровня спонсирования проекта по внедрению BI-решения. Вторым приоритетным направлением является создание унифицированной инфраструктуры BI-системы.



Похожие по содержанию материалы:
EVAлюция сбалансированной системы показателей ..
Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием ..
Особенности практического применения нефинансовых показателей при работе с клиентами ..
По ту сторону чисел ..
Замыкая крайние звенья цепи ..
Методика мягкого внедрения ..
Финансовое прогнозирование ..
Neste совершенствует товародвижение с помощью Axapta Retail ..
Прогнозирование банкротства: основные методики и проблемы ..
КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ SHELL / DPM ..
Три ключевых параметра развития кризисов компаний ..
Стратегический маркетинг на промышленном предприятии: подходы и проблемы ..
СТРАТЕГИЯ НИОКР ..


Похожие документы из сходных разделов


Почему локальные CRM-системы не подходят крупным компаниям
Плюсы и минусы "коробочных"

Локальные, или, как часто говорят, "коробочные" CRM-системы прежде всего характеризуются низким диапазоном стоимости и небольшими сроками внедрения. Фактически клиент может самостоятельно провести настройку и внедрение системы, потратив на каждое рабочее место не более 100-200 долларов. При этом зачастую "коробочные" CRM-системы являются обособленными программами.

..
читать далее
Испытание «Урала» на ERP

Автомобильный завод «Урал» до конца 1990-х годов обходился без современных ИТ. Но, оказавшись банкротом, тут же нашел средства для покупки мощной информационной системы. Теперь в заводской ERP работают все ключевые сотрудники -- от генерального директора до кладовщиц

Большегрузные автомобили, выпускаемые заводом «Урал», не случайно напоминают танки. Предприятие зародилось в ноябре 1941 го .. читать далее


Бизнес-консалтинг и ИТ в управлении - мнение технократа

Какова основная цель создания информационной системы крупного предприятия? «Совершенствование бизнес-процессов» — ответят одни и будут правы. «А зачем это нужно, если у предприятия нет долгосрочных перспектив?» — скажут другие и будут в еще большей степени правы... Абсолютно правы и те, кто видит эту цель в создании технических условий, обеспечивающих предприятию необходимые перспективы.

.. читать далее