Главная страница --> Статьи

Лига выдающихся руководителе .. | Стратегическое управление ин .. | Искушение менеджментом пятог .. | Бизнес-процессы, процессное .. | Характеристика миссии фирмы .. |


Лекарство горше болезни

Спрос на консалтинг в Сибири все больше формируется не модой, а реальными потребностями. Однако консалтинговые проекты - и по реорганизации управления, и по внедрению информационных систем порой завершаются безрезультатно. О поджидающих на этом пути подводных камнях в интервью с корреспондентом КС Юрием Голдаевым рассказывает генеральный директор консалтинговой компании "Форус Консалт" Сергей Цодиков.

- Готовы ли региональные компании платить за консалтинг в сфере управления, внедрения ИТ?

- Спрос на консалтинговые услуги растет, и компании готовы за них платить, хотя пока это еще не стало распространенной практикой. Характер спроса подтверждает общее правило для консалтинговых услуг: заказы делают либо компании, находящиеся в кризисе, либо производящие изменения. И в том, и в другом случае налицо проблемная ситуация. Правда мотивация к заказу очень отличается: в первом случае заказ делается под давлением обстоятельств, - это мотив безопасности. Второй случай более продуктивный: компания ищет возможности выделиться на рынке, а мотив носит осознанный и позитивный характер. Как правило, это успешные компании со сформированной стратегией развития, работа над подобными проектами идет продуктивно за счет отсутствия барьеров между менеджментом и консультантами.

Стоимость услуг консалтинга соответствует сегодняшнему состоянию рынка. Рынок проектов в сфере ИТ уже находится на стадии зрелости, их стоимость дает возможность консалтинговым компаниям расти и развиваться достаточно быстрыми темпами. Рынок управленческого консалтинга только формируется - цены здесь пока относительно невысокие и качество, зачастую, тоже. Общая беда клиента и консультанта - мало практики.

- Каковы потребности сибирских компаний в методологиях, методах и инструментах управления? Какие направления в своей работе они стремятся автоматизировать сейчас?

- Можно выделить несколько "популярных" направлений автоматизации. Во-первых, автоматизация логистики - для компаний, действующих в канале распределения, эти процессы являются основой бизнеса и потому всегда находятся в фокусе внимания управленцев. Раньше подобные задачи решались как задачи учета и контроля: требовалось своевременно фиксировать местоположение, количество, источники поступления товара... Теперь задача расширяется до управленческой - например, обеспечение функций планирования товара и управления запасами. Именно поэтому так популярны различные системы класса MRP-II и ERP. В значительной степени это относится и к производственным предприятиям, где процессы планирования производства и материально-технических ресурсов представляют более сложный процесс. Инициаторами внедрения таких систем, как правило, выступают коммерческие и генеральные директора компаний.

Вторая важная функциональная область - финансовое, а точнее сказать, - экономическое управление компанией, и здесь инициаторами выступают финансовые директора. Это достаточно широкая сфера, которая включает вопросы управления стоимостью компании, бизнес-планирования, управления финансами в условиях роста и особенно - управления и контроля издержек. Эти задачи решаются системами класса ВРМ (business performance management).

Указанные области не являются конкурирующими, а хорошо дополняют друг друга. На сегодняшний день, по нашему мнению, эти направления охватывают минимальный объем задач автоматизации, необходимый для эффективного управления.

- Ваша компания регулярно устраивает семинары по управленческому и ИТ-консалтингу. Какие темы вызывают наибольший интерес у участников этих мероприятий?

- Набор тем определяется перечисленными потребностями компаний. В экономическом управлении это, прежде всего, вопросы управления издержками. Здесь управленцев интересует внедрение методик планирования и контроля затрат и расходов. Наиболее популярны сегодня методики бюджетирования. На эту тему написано впечатляющее количество книг, статей и пособий, поэтому главные вопросы связаны не с общими понятиями, а с конкретными методиками, а также организацией бюджетного управления в компании и ведением проектов внедрения систем поддержки бюджетного управления. Развитием бюджетных техник является управление издержками: в какой-то момент становится недостаточным просто контролировать затраты, возникает необходимость управлять ими. Тогда возникают ключевые вопросы: как определить и обосновать минимальную цену на продукцию или полуфабрикат, что следует изменить в деятельности компании для уменьшения затрат, до каких пределов можно снижать себестоимость, и как это делать, как добиться конкурентно привлекательной цены.

- Вернемся к ошибкам: каковы типичные просчеты компаний, прибегающих к внешнему консалтингу?

- Об ошибках можно говорить много. Назову только две, на мой взгляд, носящие фундаментальный характер.

Во-первых, клиенты ждут простых решений. А лекарство, как известно, бывает горше болезни. Например, вместо постановки стратегических целей, реального изменения бизнес-процессов, создания уникальной потребительской ценности для своего клиента они требуют внедрения современной (лучше западной) информационной системы. Логика рассуждения здесь такая: дайте мне технологию, соответствующую лучшей зарубежной практике. Изменение компании трактуется как некоторый технологический процесс: сменил технологию - и ты снова на коне! Однако в бизнесе не бывает простых решений. Новая технология требует изменения контекста. Без изменения культуры (внедрения новых норм поведения персонала, правил работы организации и т.п.) технология мертва. Не потому ли так много разговоров о неуспешных внедрениях ИТ систем, например, ERP?

Во-вторых, консалтинговый проект - это всегда изменение понимания бизнеса управленцами компании. Зачастую это требует немалых усилий, но эту работу за управленцев не может сделать ни один консультант. Консалтинг лишь помогает менеджеру по-новому взглянуть на проблемную ситуацию - ответ, как правило, он находит сам. Это верно в большинстве случаев, кроме типовых ситуаций, когда консультант, накопив экспертный опыт в некоторой области, дает готовые рецепты. Поэтому менеджмент должен быть готов: во-первых, участвовать в идентификации проблемной ситуации и смене точки зрения на нее; во-вторых, на базе нового понимания вместе с консультантом сконструировать решение; в-третьих, проводить осмысленные изменения. При этом вся тонкая настройка решения вообще лежит на менеджменте компании, а не на консультанте. Как правило, заказчик не готов к такому разделению труда в консалтинговом проекте, говоря - мы вам деньги заплатили, вот и делайте...



Похожие по содержанию материалы:
Обзор моделей стратегического поведения ..
Избавиться от рутинной работы ..
Что не входит в бизнес план.
Часть 1, основные принципы командообразования предприятия.
..
ПСИХОТИПЫ и БИЗНЕС. Формула соответствия. ..
Лига выдающихся руководителей ..
Стратегическое управление инвестированием ..
Искушение менеджментом пятого уровня ..
Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность ..
Характеристика миссии фирмы ..
Консультант, директор – один ум хорошо,... ..
МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ..
"Миссия невыполнима". Русский вариант. ..
Цели организации ..


Похожие документы из сходных разделов


Выбор системы электронного документооборота: взгляд заказчика

В настоящее время в России наблюдается рост интереса к системам электронного документооборота (СЭД) среди государственных и коммерческих структур. Компании-разработчики готовы предоставить СЭД как для небольших организаций численностью 5-10 человек, так и для крупных предприятий численностью тысячи человек. Всего на рынке представлено более пятидесяти решений этого класса. Но на вопрос, по каки .. читать далее


Российские холдинги требуют нового ПО

При формировании холдинговых структур неизбежно возникают номенклатурные разногласия между отдельными предприятиями, поскольку данные в справочниках и каталогах различных филиалов дублируются или даже противоречат сами себе. Для устранения подобных проблем и создания единого информационного пространства ИТ-отделы вынуждены внедрять дополнительные программные продукты – системы управления нор .. читать далее


Системы НСИ: мировой опыт и тенденции развития

Службы и системы поддержки нормативно-справочной информации (НСИ), еще совсем недавно рассматривавшиеся как вспомогательные подсистемы, все чаще привлекают внимание проектных интеграторов и заказчиков, эксплуатирующих крупные КИС. Интерес этот не случаен. Российские компании уже не просто задумываются о перспективах внедрения у себя таких систем или строят долгосрочные планы, но в полную силу в .. читать далее