Главная страница --> Статьи

Агрессивное поведение на рын .. | Управленческие ошибки руково .. | Успешный "управляющий ростом .. | Новая парадигма менеджмента .. | Как создать и внедрить мисси .. |


Место информационной системы в системе управления

Глоссарий статьи:

  • «Организация – социальная структура, предназначенная для координации деятельности двух или более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели» (по Бернарду). Стратегический фактор организации - индивид.
  • Формальная организация (административная система) – безличностная система координированных человеческих усилий, имеет стабильную иерархию и роли, строго определенные для всех членов.
  • Неформальная организация – совокупность личных контактов и воздействий, а так же ассоциированные группы людей. 
  • Информационная система -  это вся инфраструктура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками (а не только документами), включающая в себя непосредственно саму информацию, правила по работе с данными и поддержке системы, кадры по работе с информацией,  поддержке и развитию инфраструктуры, и инструментарий. Как управленческая подсистема, ИС поддерживает полный управленческий цикл: планирование, организацию, контроль, мотивацию. ИС предприятия имеет два уровня. На первом уровне решается задача принятия стратегических решений. На втором - управления внутренней и внешней эффективностью.
  • Административные механизмы - формальная регулирующая модель организации.
  • Автоматизированная информационная система - информационная технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных, используются методы и средства вычислительной техники и систем связи. Как и ИС, АИС имеет два уровня. На первом уровне поддерживается процесс стратегического управления (системы класса BPM), на втором - управление внутренней и внешней эффективностью (соответственно системы управления корпоративными ресурсами (ERP), управления активами и фондами (EAM) для первой задачи, управления отношениями с клиентами (CRM), управления цепочками поставок (SCM)).
  • Технологии управления -  процесс управления, спроектированный и реализованный как целесообразная последовательность стандартизированных бизнес-процедур и составляющих их операций, обеспеченных необходимыми ресурсами и инструментарием управленческой деятельности.
  • Информационные технологии -  процесс управления информацией, спроектированный и реализованный как целесообразная последовательность стандартизированных процедур обработки информации, обеспеченных инструментарием - совокупностью методов,  производственных и программно-технологических средств. В отличии от информационной системы, информационная технология - формальный процесс управления информацией, поддерживаемый инструментарием.

Управление, технологии, инструменты

 Для успешного развития компании есть два необходимых условия: наличие конкурентных преимуществ и эффективной организации (системы управления). Система управления должна позволять максимально быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды  и управлять ходом достижения целевых показателей (управление изменениями).  Кроме того, организация должна решать еще одну важную задачу - сохранения стабильности, удержания состояния. Эта задача обычно решается с помощью  административных механизмов и средств автоматизации. Целевые функции процессов стабилизации и развития (изменений) противоположны. Развитие организации отрицательно сказывается на ее управляемости, быстро устаревающая административная модель управления сдерживает развитие.

Организация - социальный объект, система управления организацией включает в себя управленческую команду, корпоративный дух, мифы и пр. Как социо-техническая система, организация меняется каждый день, каждый час с момента возникновения бизнес-идеи и заканчивая прекращением деятельности предприятия. И вместе с ней непрерывно меняется система управления и информационная система.

Система управления (в контексте этой статьи) - тождественна самой организации,  реальный, живой процесс управления предприятием, включая формальные и неформальные методики, стили, механизмы. Для системы управления информационная система то же самое, что нервная система для человека. Чем выше уровень управления, тем выше уровень абстракции от процесса выпуска продукции и услуг (цеха), тем значимее роль информации как производственного ресурса и инструмента, чем большая доля рабочего времени и прочих ресурсов уходит на обработку информации и подготовки ее к виду, пригодному для анализа и принятия решения. Работа с информацией – самая важная функция бизнеса. Информационная система решает жизненно важные для организации управленческие задачи и с этой целью потребляет ресурсы предприятия.

В отличие от системы управления и информационной системы, автоматизированная информационная система, административные механизмы,  меняются не каждый день, а только в процессе принятия формальных организационных решений. Работы по развитию административных механизмов и автоматизированной информационной системы сопутствуют задачам развития организации и системы управления, но никогда не идентичны им, точно так же, как модель объекта никогда не является самим объектом.

Административные механизмы регламентируют лишь незначительную часть бизнес-процессов. Как правило, они фиксируют лишь то, что нуждается в ограничениях или целевом управлении. Например, нет регламента, как надо перемещаться по офисным помещениям (не летать, не заходить в окна, никого не толкать), но это не препятствует жизнедеятельности офиса. Проекты развития административных механизмов традиционно включают в себя задачи постановки стратегического управления, обновления организационной структуры, разработки политики информационного обеспечения бизнеса, постановки системы развития кадров и мотивационных механизмов, развитие нормативной базы, совершенствование маркетингового управления. Автоматизированная информационная система (АИС) в свою очередь является так же лишь моделью, фиксирующей весьма ограниченный список информационных потоков информационной системы, кроме того, она является частью административного механизма.

Административные механизмы и АИС - это не самостоятельные, но отделяемые управленческие инструменты. На простом примере, механизм подъема грузов состоит из крана, стропальщика, крановщика и инструкции по выполнению операции подъема. А вот кран может быть в общем случае любым - с малой грузоподъемности или с большой, любой марки, и даже не обязательно принадлежать строительной компании, и инструкция по выполнению работ будет конкретно для этого крана. Но цели, задачи строительства от этого не меняются, как и не меняется, в общем случае, ход работ. АИС может быть «заимствована», одним из таких «заимствованных» инструментов мы пользуемся регулярно – Интернет. Можно привести пример заимствования и административных механизмов - Интернет-системы обеспечения документооборота между поставщиками и розничными сетями (все чаще используются в торговых компаниях).

Система административных регламентов и информационная система - это "затратные части" системы управления. Идеальная организация в них не нуждается. Кроме того, они не обеспечивают стратегическое, долгосрочное преимущество.   Каждая организация, в принципе, может внедрить те же регламенты управления кадрами,  которые действуют у конкурента или купить конкретную автоматизированную систему управления персоналом, но и то, и другое не гарантирует аналогичное качество управления кадрами. Слишком велико значение "неписанных правил". С другой стороны, развитый инструментарий управления является существенным вкладом в стоимость компаний, а система управления, лишенная инструментария ("твердой копии"), фактически не влияет на ее стоимость. Сколько стоит управленческая команда, если после ее работы не остается регламентов, нормативов, автоматизированной системы? Столько, сколько надо денег, чтобы эту команду перекупить. Добавим и еще один немаловажный факт: уровень развития  инструментария в существенной мере влияет на эффективность системы управления. Это своего рода "рычаг", без которого компания не может расти.

Технология, инструмент  - более стабильная часть, чем система управления в целом. Может поменяться стратегия, политика, методика, исполнители, все это приведет к изменению системы управления и информационной системы. Простой пример – приход нового топ-менеджера. Новое управление, новые источники информации, новые способы работы с информацией, принятия решения и передачи управления. Но инструмент, например, существующая автоматизированная информационная система, может обеспечивать решение новых задач, при необходимости, с минимальной дополнительной настройкой. Какая-то часть дополнительной информации может вырабатываться экспертными методами, или с огрублением, или с меньшей периодичностью, чем это необходимо для работы нового руководителя.

Таким образом, начинает накапливаться разрыв между информационными технологиями и потребностями системы управления. Плохо это или хорошо? До какого-то момента действует правило взаимовлияния организационных и транзакционных издержек. Это правило говорит, что управленческий процесс порождает транзакционные издержки, которые увеличиваются прямо пропорционально росту числа  управляемых объектов.  Задача организационной структуры – снижать транзакционные издержки, но каждый элемент организационной структуры является управляемым объектом. Следовательно, попытки снизить транзакционные издержки с помощью организационных «вливаний» приводят к росту организационных издержек, и связанных с ними дополнительных транзакционных издержек. Очевидно, что существует граница, на которой слабость информационных технологий начинает оказывать существенное влияние на эффективность управления, вызывая лавинообразный рост организационных и транзакционных издержке.

Заметим, кстати, что смена инструмента всегда приводит к изменению в работе системы управления. Это весьма опасный для бизнеса момент. Очень часто попытка просто «обновить информационную систему» приводит к глубоким, плохо управляемым процессам реорганизации бизнеса. При этом  заранее оценить глубину изменений в организации, соответствия уровня развития организации в целом требованиям нового инструмента очень сложно, как и сложно провести сбалансированные изменения во всей системе управления.  Поэтому развитие автоматизированной информационной системы и административных механизмов так важно вести в составе портфеля проектов по целостному, целенаправленному развитию системы управления, и прежде всего - по подготовке  руководителей и исполнителей к применению этих инструментов. Часто ли вспоминают об этой задаче, приглашая сторонних консультантов?  Но эту задачу в этой статье мы не рассматриваем.

Резюме:

1.Административные механизмы, автоматизированная информационная система  – инструментарий технологий управления и информационного обеспечения бизнеса.

2.Развитие организации непрерывно влияет на  систему управления, и, как следствие, на  информационную систему обеспечения процесса управления. Развитие технологий и инструментария (автоматизированной информационной системы и административных механизмов) не всегда синхронизировано с этим процессом.

3.Десинхронизация развития управленческого инструментария и системы управления приводит к дополнительной нагрузке на бизнес-систему, при этом:

3.1 Развитие инструментария в отрыве от комплексного проекта развития системы управления  приводит к плохо прогнозируемому  изменению всех элементов системы управления и непрогнозируемым затратам.

3.2 Слабость информационных технологий порождает комплекс проблем, затрагивающих все бизнес-процессы, препятствуя нормальному протеканию информационного обеспечения и достижению целей предприятия с заданными критериями «цена-качество». 



Похожие по содержанию материалы:
КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Arthur D. Little ..
Внедрение стратегического управления ..
Чем они могут мне помочь? (или преимущества найма консультантов) ..
Семь привычек потрясающе неудачливых менеджеров. ..
Агрессивное поведение на рынке – это технология. ..
Управленческие ошибки руководителей. ..
Успешный "управляющий ростом": какой он? ..
Новая парадигма менеджмента ..
Как создать и внедрить миссию организации в условиях бывшей социалистической ментальности ..
ТРУДНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ МИССИИ ФИРМЫ ..
Миссии некоторых российских и иностранных компаний ..
ЛОЗУНГИ КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ МИССИИ ФИРМЫ ..
Применение Сбалансированной Системы Показателей в развитии розничного бизнеса в России (внедрение "п ..


Похожие документы из сходных разделов


Лекарство горше болезни

Спрос на консалтинг в Сибири все больше формируется не модой, а реальными потребностями. Однако консалтинговые проекты - и по реорганизации управления, и по внедрению информационных систем порой завершаются безрезультатно. О поджидающих на этом пути подводных камнях в интервью с корреспондентом КС Юрием Голдаевым рассказывает генеральный директор консалтинговой компании "Форус Консалт" Сергей Ц .. читать далее


Выбор системы электронного документооборота: взгляд заказчика

В настоящее время в России наблюдается рост интереса к системам электронного документооборота (СЭД) среди государственных и коммерческих структур. Компании-разработчики готовы предоставить СЭД как для небольших организаций численностью 5-10 человек, так и для крупных предприятий численностью тысячи человек. Всего на рынке представлено более пятидесяти решений этого класса. Но на вопрос, по каки .. читать далее


Российские холдинги требуют нового ПО

При формировании холдинговых структур неизбежно возникают номенклатурные разногласия между отдельными предприятиями, поскольку данные в справочниках и каталогах различных филиалов дублируются или даже противоречат сами себе. Для устранения подобных проблем и создания единого информационного пространства ИТ-отделы вынуждены внедрять дополнительные программные продукты – системы управления нор .. читать далее