Как заставить себя и других делать неприятную работу.Комфортное рабочее место, свободный график, возможность вкусно поесть и крепко поспать в офисе - после любви к дизайну это основные способы мотивации сотрудников Студии Артемия Лебедева. Такая атмосфера стимулирует даже на рутинную работу, утверждает Лебедев. Работа, не возбуждающая трудового энтузиазма, - например, с документами, цифрами, ПО - занимает порой около половины рабочего дня менеджера. И лишь немногие умеют эффективно мотивировать себя на ее выполнение и бороться с синдромом откладывания. "Огромное удовольствие доставляет мне вычеркивание дел из длинного списка, который я составил с утра", - говорит Павел Евсеев, генеральный директор компании GSC. Это один из самых мощных стимулов, признался он. Зачастую приходится заниматься нудными делами - например, писать клиентам письма с предложениями, читать юридические договоры об аренде помещения, разбирать бумаги на столе. Иногда легче подступиться к неприятной работе, если разбить ее на части и начать выполнять поэтапно. Московский предприниматель мечтал открыть собственный мясо-молочный заводик под Тулой, но ему было тяжело заставить себя пройти через начальный подготовительный этап, который требовал рутинной работы и малоприятного общения с местными чиновниками. Дело сдвинулось с мертвой точки, только после того как бизнесмен написал список первостепенных шагов:
В идеале у наемного менеджера должно быть не меньше семи эффективных способов самомотивации, считает директор центра "Команда" Григорий Крамской. По его мнению, приступить к трудному или неинтересному проекту и довести его до конца помогают следующие стимулы:
Умение мотивировать подчиненных к работе, которая им активно не нравится, - не лишний навык для менеджера. "Когда я поручаю сотруднику сделать что-то новое или не относящееся к его прямым обязанностям, я не жалею времени на объяснения", - рассказал директор по маркетингу фармацевтической компании "Торрент" Максим Запольский. Например, если надо попросить сейлз-менеджера написать аналитический отчет по региону, Запольский формулирует задание так: "Я понимаю, тебе непривычно это делать, но ты лучше всех знаешь тему. Тем более для карьерного роста тебе надо потренироваться в аналитике". По мнению Запольского, обсудить стоит не только личный интерес исполнителя, но и зачем эту работу надо делать вообще. "Когда сотрудник, что называется "забуксовал", - говорит начальник управления по работе с персоналом РосЕвроБанка Дмитрий Ридигер, - порученное задание я разбиваю на несколько последовательных задач". От выполнения более простых заданий увильнуть сложнее. "Любые отговорки пресекаю тем, что с самого начала предупреждаю: ко мне надо приходить не с проблемами, а уже с продуманными вариантами их решения", - пояснил он. В этом случае человек выходит из роли "я - хороший, но мне мешают обстоятельства", и это стимулирует его умение преодолевать трудности. Артемий Лебедев убежден: установка руководителя на то, чтобы каждый день создавались шедевры, снижает мотивацию у подчиненных. Когда он формулирует задачу сотрудникам, он не завышает планку, и они не становятся заложниками качества. Кстати, при таком подходе производительность труда повышается и шедевры рождаются гораздо чаще. Полезные советы.Малоприятную или сложную работу надо планировать на первую половину дня (на 9 - 12 ч). Вслед за этим нужно заняться тем, что приносит удовольствие. Это лучшее средство борьбы с синдромом откладывания. Чтобы меньше уставать, надо жить по графику "три тройки плюс один". 30% рабочего времени стоит тратить собственно на работу, 30% - на обучение чему-то новому, 30% - на отдых и 10% - на переход от одного занятия к другому. Рутинную работу надо чередовать с более приятными видами деятельности. Она требует меньших мысленных усилий, так что стоит относиться к ней как к своеобразной передышке. Привычка подолгу расслабляться без отрыва от рабочего места сильно расхолаживает и ломает сложившуюся систему мотиваций. Если в работе образовалось "окно", надо отойти от рабочего стола - поговорить с коллегами, прогуляться до кафе. Стоит протестировать подчиненных по профессионально-личностному вопроснику, который выявляет склонность к рутинной или аналитической работе, умение противостоять цейтноту, навыки продаж, выступлений. |